Мария Андреевна Ходарева
Рекомендации логопеда для родителей на летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться и оздоровляться.
Летний отдых это долгожданный отдых и для родителей, и для детей.
Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Необходимо объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. После продолжительного отпуска прежние речевые проблемы могут вернуться. Поэтому необходимо осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков.
Давайте вспомним артикуляционные уклады фонем:
«С»
Публикация «Рекомендации логопеда для родителей на летний период» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
- губы слегка растянуты в улыбку, голосовые складки разомкнуты,
- кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята по отношению к твердому нёбу, вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя.
«З»
- аналогично звуку «С», только горло работает.
«Ц»
- губы слегка растянуты, зубы разомкнуты, голосовые складки разомкнуты,
- язык широко распластан, кончик находится у нижних зубов (но может подниматься и к верхним, передняя часть спинки языка смыкается с твердым нёбом у верхних резцов, а затем смычка не резко размыкается.
«Ш»
-губы и зубы разомкнуты, губы в форме рупора, язык вверху в форме чашечки, воздух теплый,
- голосовые складки разомкнуты.
«Ж»
- аналогично звуку «Ш», только горло работает.
«Ч»
- губы округлены, язык вверху, воздух с силой выталкивать.
«Щ»
— губы округлены, зубы разомкнуты,
- голосовые складки разомкнуты, язык широко распластан,
- вся масса языка продвинута вперед, кончик приподнят к верхним зубам.
«Л»
— губы слегка растянуты, зубы разомкнуты, голосовые складки сомкнуты;
- передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние зубки (либо кончик языка зажат между зубами).
"Л’"
- губы улыбаются, зубы разомкнуты на маленьком расстоянии, язык широкий, сильно упирается в бугорки (альвеолы) за верхними зубами;
- воздушная струя сильная, направлена на кончик языка;
- голосовые связки работают.
«Р»
- губы слегка растянуты, зубы разомкнуты. Голосовые складки сомкнуты.
- язык широко распластан, кончик поднят вверх и вибрирует под напором проходящей воздушной струи.
В летний период необходимо также уделять внимание развитию связной речи и её правильному грамматическому оформлению.
Вашему вниманию предлагаются несколько упражнений для формирования правильного грамматического строя речи:
- упражнение "Один - много" (сад- сады - много садов, конфета- конфеты- много конфет и т. д.);
- упражнение "Скажи ласково" (например, сад-садик, конфета- конфетка и т. д.);
- упражнение "Скажи какой, какая, какое, какие?" (например, трава какая? (Зелёная, высокая и т. д., небо какое? (Голубое, чистое и т. д.);
- упражнение "Посчитай, сколько" (например, один мяч, два мяча,. пять мячей и т. д.);
- упражнение "Что из чего?" (например, кораблик из бумаги какой? Бумажный, мишка из плюша какой? Плюшевый и т. д.);
- упражнение "Кто у кого?" (например, у кошки -котёнок, у коровы -телёнок и т. д.);
- упражнение "Скажи наоборот" (например, широкий -узкий, длинный-короткий, высокий -низкий и т. д.).
В общении с детьми рекомендуется осуществлять постоянный контроль за правильным согласованием слов в роде, числе, падеже, своевременно и корректно исправлять ошибки и включать детей в создаваемые взрослыми ситуации общения.
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
Надувать воздушные шарики;
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
Собирать, перебирать ягоды;
Помогать взрослому полоть грядки;
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
Играть с глиной, мокрым песком;
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
Перебирать крупы;
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
Вышивать (крупным крестиком);
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
Плести из бисера;
Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши);
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания -языка;
Полоскать рот;
Жевать боковыми зубами;
Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
Лизать эскимо.
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
Скажи наоборот (высокий-низкий)
Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
Словообразование (напр. : стол из дерева – какой? – деревянный)
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные);
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
Составлять предложения с заданными словами;
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка.»);
Играем, развивая фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста:
Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т. д);
Назови первый (последний) звук в слове;
Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!