Анастасия Березовская
Рекомендации логопеда на летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации учителя-логопеда на лето для родителей дошкольников.
Уважаемые родители!
Поздравляем Вас с окончанием учебного года! Наши дети за это время многому научились, выросли, достигли значительных результатов в освоении образовательной программы, развитии и коррекции речи.
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию и скорость реакций, общую моторику и мелкую моторику рук. Речевые же игры можно включить в любой режимный процесс или совместить с текущими делами (поездка в транспорте, ожидание в очереди, время на пляже, даче и т. д.).
Темочки:
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
Все занятия желательно проводить в игровой форме.
Универсальная речевая игра
«Веселая поездка».
Вы с ребенком «путешествуете» и проезжаете различные станции. В зависимости от того, что конкретно вы хотите закрепить, подберите заранее их названия. Если работаем над обогащением словаря, подойдут такие станции как Овощная, Ягодная, Зоопарк, Цирк, Мебельная и т. д. На них необходимо назвать несколько диких и домашних животных, предметов мебели, овощей, грибов. Ребенка можно стимулировать различными призами за проделанное путешествие по станциям.
Так же дошкольника могут заинтересовать мини викторины на станциях, например: на остановке «Одежда», можно спросить ребенка, как назвать одежду для лета, для осени и т. д. ; на остановке Ягодно – Фруктовая, спросите какое варенье или компот получатся из слив (сливовое, из яблок, вишни, клубники и т. д.
Играем в речевые игры:
• Скажи наоборот (большой – маленький)
• Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
• Действие (что делает, признаки (какой, какая, какое, какие) – рассматривание картин или окружающего: Птицы и животные (дикие и домашние, их детеныши (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК)
• Один – много (шар – шары, дом – дома)
• Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
• Словообразование (напр. : стол из дерева – какой? – деревянный)
• Играем, развивая фонематические процессы: повтори за мной слоговые дорожки : па – ба – па, та – да - та и т. д.
Обратите свое внимание на развитие логических, мыслительных процессов у ребенка, для чего учите его рассуждать, ищите совместно логические и смысловые связи в явлениях окружающего мира, не забывайте обобщать увиденное, и давайте постоянно задачки на размышления.
Закрепляйте материалы лексических тем. 2-3 раза в неделю или чаще беседуйте с ребенком о диких и домашних животных, цветах, человеке, насекомых, профессиях, мебели, посуде, овощах, фруктах, грибах, ягодах.
По каждой теме покажите ему по возможности реальный предмет, интересное видео, попробуйте вместе понять, какие у группы общие признаки, из каких деталей состоит.
Занимайтесь спортом вместе с ребенком, это улучшит его и ваше здоровье, позволит развить координацию, ловкость и силу. Зарядитесь теплом и солнцем, отдохните как следует, чтобы в следующем учебном году начать заниматься с новой силой и энергией!
Логопедическая, или артикуляционная, гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба. Проводить следует по 5 минут в день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям много упражнений за 1 раз. Каждое упражнение выполняется по 5раз.
Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело Проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно.
Упражнение "Часики"
Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!
Приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Упражнение «кусаю»
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок"
Открываем сумочку -
В сумке видим трубочку.
Улыбка: растягиваем губы в улыбке (губы сомкнуты, хоботок (дудочка) : вытягиваем губы трубочкой.
Упражнения:
“Котенок лакает” : имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
"Вкусное варенье" : облизать по кругу губы, затем - в другую сторону;
Налью в чашечку котенку /упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке
Молочко язычком.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 2
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение 1
Упражнение “чашечка”
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
Упражнение “грибок” : язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Упражнения:
1)“белим потолок” : широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
2)“чистим зубы” : языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел –
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
- Влево-вправо! – моет стенку:
- Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ:
Футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен,
дуя на шарик, загнать его в ворота.
Бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку
подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок
сделал длительный плавный выдох).
Шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить,
чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Мы большие.
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.
Пилим дрова.
Упражнение выполняется парами. Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ух –ух -ух». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе
Надуй шар.
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
Подуй на свечку.
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
Обязательно следите за правильным произношением ребенком звуков, которые уже были поставлены и автоматизированы.
Игры на развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук:
Поощряйте рисование, предлагайте постоянно раскраски и обводилки.
Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы? Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
УТЮЖОК
Прокатывание карандаша по поверхности стола
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
КАРАНДАШЯ ПОКАЧУ,
ВПРАВО-ВЛЕВО – КАК ХОЧУ!
ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ
Прокатывание карандаша между ладонями
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
ПИАНИНО
Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!
ПРЯТКИ
Сжимание карандаша в кулачке
Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.
КАРАНДАШИК ПОСЖИМАЮ
И ЛАДОШКУ ПОМЕНЯЮ.
Дети очень любят пальчиковые игры под рифмованные строчки (очень много в сети интернет, игры на развитие памяти с карточками и предметами: ребенку предлагается запомнить набор карточек или предметов, закрыть глаза и потом вспомнить, что было на столе или что изменилось (что изменилось, чего не хватает? И т. д.) Следите за правильным формулированием ребенком своих высказываний.
Желаем Вам отличного отдыха!