Саида Гулиева
Рекомендации для воспитателя ДОУ «Требования к культуре речи воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.
Требования воспитателя к речи детей
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
Публикация «Рекомендации для воспитателя ДОУ „Требования к культуре речи воспитателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Требования к постановке вопросов детям
Вопрос воспитателя - действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.
Для того, чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям :
Первое требование - вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину Саврасова "Грачи прилетели”, воспитательница спрашивает : "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?”. Правильный вопрос:
1. Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасов?
2. Докажите, что это весна.
3. Какая это весна, ранняя или поздняя?
4. Почему вы решили, что это ранняя весна?
5. Найдите в картине приметы ранней весны?.
Второе требование к вопросу - точность и конкретность.
Ошибки: 1. Расплывчатая формулировка.
Неправильно: Какие изменения произошли весной с растениями?
Правильно: Что появляется весной на деревьях?
2. Повторение одного и того же вопроса несколько раз в различных формулировках.
Например:
1. В какой стране мы живём?
2. Как называется наша Родина?
3. Вспомните, наша страна как называется?
3. Использование вопросов с отрицательной формулировкой, внушающих ребёнку отрицательный ответ.
Например: 1. Ты не знаешь, как называется этот цветок?
2. Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?
3. Не можешь сказать, что бывает после весны?
4. Многословие.
Неправильно: Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?
Правильно: Как вы думаете, что такое метель?
5. Словесное нагромождение.
Неправильно: Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что
наступила весна?
Правильно: Как вы догадались, что наступила весна?
6. Недоступность пониманию детей.
Неправильно: Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете
светофора?
Правильно: (разделить на 2 вопроса)
При каком свете светофора машины могут ехать?
Кто следит, чтобы машины ехали правильно?
7. Неточность словоупотребления.
Неправильно: Куда почтальон кидает письма?
Правильно: Куда почтальон кладет письма?
8. Частое употребление подсказывающих вопросов.
Третье требование-целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.
Необходимо помнить, что цель постановки вопросов - усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Примера из отрывка занятия по картине "В школе”.
Неправильная последовательность вопросов:
Правильная последовательность вопросов, приучающая детей к логическому мышлению
1. Где находятся эти девочки?
1. Где находятся эти девочки?
2. Что они делают?
2. Как можно назвать девочек, которые учатся в школе?
3. Что видно за окном?
3. Кто учит школьниц?
4. Что делает девочка у доски?
4. Чем сейчас занимаются ученицы?
5. Что делает ученица у доски?
6. Почему две ученицы подняли руку?
Таким образом, основные требования к вопросу как приё му обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.
Требования к детским ответам
Осознанность, осмысленность, содержательность.
Точностью детских ответов в соответствии с поставленными вопросами.
Построение полных ответов в виде полных предложений.
Грамматическая правильность построения полного предложения.
Не допускать стандартных ответов.
При проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре необходимо предъявить требования к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы.