Федорова Юлия Николаевна
Рекомендации для воспитателей по организации педагогической деятельности с учётом современных требований образования
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Рекомендации для воспитателей по организации педагогической деятельности с учетом современных требований образовательной системы»
Аннотация к статье: в данной статье говорится о нормативно-правовых документах, регламентирующих современное дошкольное образование и как, опираясь на них, должен выстраивать свою профессиональную деятельность воспитатель.
Ключевые слова: дошкольное образование, воспитатель, педагог, Профессиональный стандарт педагога, компетенция, самообразование.
Публикация «Рекомендации для воспитателей по организации педагогической деятельности с учётом современных требований образования» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Современное образование и педагог, какими они должны быть и как сегодня воспитателю дошкольного образовательного учреждения соответствовать требованиям современной образовательной системе? На эти, на мой взгляд, интересующие вопросы каждого педагога ДОУ, я постараюсь ответить в данной статье.
Современное образование, в том числе и дошкольное, регламентируют такие федеральные документы, как закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 17.10.2013г. Современный воспитатель должен быть знаком с данными нормативными документами, поскольку профессиональная деятельность, следовательно, и должностная инструкция воспитателя, напрямую с ними связаны. Еще одним важным документом, вступившим в силу 01.01.2017г. является «Профессиональный стандарт педагога ДОУ» (далее – Стандарт, Профстандарт, который регламентирует в первую очередь деятельность воспитателя, его трудовую функцию. В данном документе описаны ключевые моменты: от образования, которое сегодня должен иметь воспитатель ДОУ, до компетенций, компетентностей и личностных качеств, которыми должен обладать. Идея Стандарта в том, что педагог должен быть готов к непрерывному самообразованию, креативности, действию в инновационном режиме. Поскольку Профсандарт ориентирован именно для педагогов ДОУ, то настоятельно рекомендую каждому воспитателю ознакомиться с его текстом, и, если возникнут какие-либо вопросы по содержанию – подойдите к методисту или старшему педагогу и уточните интересующие Вас моменты. Важно помнить, что старший педагог или методист, выполняют профессиональную функцию, как консультативная помощь, поэтому у Вас не должно быть не доли стеснения, если что-то оказалось непонятным, даже после проведения круглого стола по данной теме.
Как было сказано ранее, в Стандарте описаны профессиональные компетенции, которыми должен обладать педагог (интеллектуально-педагогическая компетентность, ИКТ-компетенция, рефлексивная компетенция, коммуникативная компетенция и пр.). В тексте Стандарта они четко описаны, их содержание, то, какие трудовые функции воспитателя они подразумевают. Разберитесь в них, четко поймите содержание, осмыслите.
Итак, после того, как Вами изучен данный рамочный документ, необходимо провести самоанализ на предмет того, насколько Вы отвечаете требованиям Профстандарта. В одну колонку впишите компетенции, а во вторую – ответ на вопрос: «Обладаю ли я данной компетенцией?». Если «да», то уточните, в какой степени: «успешно использую, готов поделиться», «использую, не готов поделиться», «испытываю некоторые сложности, готов использовать». Если нет, то постарайтесь написать объективную причину и пути решения данной проблемы. Показатели в данной таблице у каждого будут свои – это вектор Вашей работы по самообразованию. Раньше педагоги брали темы по самообразованию, в условиях которых им было комфортно, это на корню неверно. Самообразование – это восполнение дефицитов. А каких именно – эта информация будет у Вас перед глазами, после того, как Вы ответите на вопросы об уровне сформированности профессиональных компетенций.
Если уровень владения какими-либо компетенциями высок, Вы успешно их применяете в практике, то обратитесь с этой информацией к методисту или старшему педагогу, возможно, совместно Вы организуете консультативные пункты по оказанию помощи в овладении теми или иными профессиональными компетенциями. Например, я владею ИКТ-компетенцией, успешно использую в педпрактике медиафильмы, провожу собрания с сопровождением презентации Power Point и т. д., но чувствую дефицит в рефлексивной компетенции, это моя слабая сторона. А мой коллега имеет достаточный и хороший опыт в ее использовании, но не использует образовательные электронные ресурсы – мы можем обменяться опытом на базе организованных консультационных площадок, либо по личному согласованию. Я описала один путь восполнения дефицита. Также можно использовать опыт коллег в сети Интернет, курсы повышения квалификации и т. д. Непрерывное образование подразумевает поиск, овладение, удовлетворенность результатом.
Помните, имидж детского сада – это в том числе и кадровый состав, уровень его профессиональной деятельности. Современный педагог должен стремиться соответствовать требования Профстандарта, быть готовым к условиям работы в инновационном режиме, быть инициативным, креативным примером для своих воспитанников.
Список используемой литературы:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544-н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования".