Кристина Коноваленко
Рекомендации для родителей «Учим детей ориентироваться во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
У маленьких детей существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени : текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм («невидимо» и «не слышимо», - так и особенностями детского мышления. Меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Публикация «Рекомендации для родителей „Учим детей ориентироваться во времени“» размещена в разделах
Первая единица измерения, с которой надо познакомить малыша, - это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослого. Самых маленьких детей (еще до 3-х лет) надо учить различать время суток и называть их : утро, день, вечер, ночь. Лучше начинать с контрастных частей суток: день – ночь, утро – вечер, затем уже познакомить со смешанными частями суток: утро – день, вечер – ночь.
В повседневной жизни взрослому надо чаще использовать названия частей суток, а также давать конкретные характеристики временных отрезков. Например: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, оделись, умылись и теперь будем завтракать».
После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводятся такие понятия, как «сегодня», «вчера», «завтра». На основе ознакомления с сутками ребенку надо объяснить, что смена суток происходит ночью, те сутки, которые мы ждем, называются «завтра», а те сутки, которые прошли, называются «вчера».
Для лучшего закрепления и усвоения этих понятий можно использовать следующий материал и игры:
1. Упражнение с картинками «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Используется тематический набор картинок с изображением действий производимых в разное время суток. Детям дается задание:
1. Расскажи, что нарисовано на картинке?
2. Когда это бывает? (если ребенок затрудняется, подскажите, но так, чтобы он сам выбрал ответ, например: «Когда это бывает, днем или ночью?»)
3. Почему так думаешь? Как ты узнал что наступил день (ночь?
4. Что ты делаешь днем (ночью?
5. Какое сейчас время суток?
2. Игра «НАЗОВИТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО».
Взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем …», мы будем спать ночью, а гимнастику будем делать …» и т. д. Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – награда, например картинка с изображением названной части суток.
3. Игра «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ».
Взрослый говорит задание: «Назови соседей утра.» За каждый неправильный ответ с играющего берется фант.
4. Игра «ЧАСТИ СУТОК».
Ребенку дается 4 картинки (утро, день, вечер, ночь, на которых изображена природа, а у взрослого подборка стихов о разных частях суток. Взрослый читает стихотворение, а ребенок, прослушав его, показывает картинку, на которой изображена часть суток о которой прочитали.
5. Игра «ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ».
Взрослый говорит предложение – задание: «Покажите, что вы делали утром». Дети изображают разные действия, но не называют их. Взрослый (или ведущий ребенок) должен угадать, что они изображают.
Такую же игру можно провести со словами «вчера», «сегодня», «завтра».
6. Упражнение «КТО КОГДА СПИТ?».
Детям раздаются картинки, на которых изображены: филин, медведь, волк, курица, кошка, собака, бабочка, летучая мышь и т. д. Ребенок должен назвать, кто спит днем, а кто ночью.
7. Игра «ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА».
Взрослый бросает мяч ребенку (или нескольким, говоря короткую фразу: «Мы рисовали…», поймавший ребенок отвечает как бы заканчивая фразу и отвечая на вопрос «когда»?
Пример:
Мы пойдем гулять в парк (сегодня).
Мы навещали бабушку… (вчера).
Мы будем читать книгу… (завтра). И т. д.
8. Задание – игра «ЧТО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ».
Взрослый и ребенок по очереди составляют рассказы. Их содержание может быть как реальным, так и вымышленным.
Темы рассказов:
1. Что со мной было вчера.
2. Что я делал сегодня.
3. Что со мной случится завтра. (и т. д.)
Вот такие игры и упражнения можно организовать с детьми, а можно их придумать самим. Еще можно проводить путешествия – прогулки с ребенком в разные части суток, обращая внимание ребенка на изменения положения солнца, разный цвет неба, на действия людей. После прогулки предложить ребенку нарисовать увиденное или услышанное утром (вечером).