Оксана Смольянникова
Рекомендации для родителей по развитию детей в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному обучению. Во время совместного досуга советуем:
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию детей в летний период» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
1. Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Учить видеть природные взаимосвязи. (Например, тучи на небе, значит, будет дождь. Цветы одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т. п.)
2. Гуляя в парке и лесу, наблюдать за разными представителями животного мира, рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу, кто там живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривать растения, называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток. Учить различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.
4. Проводить дидактические игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист», «Узнай и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе, «Что лишнее?».
5. Учить различать и называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу – на клумбе».
6. Учить стихи о цветах и деревьях: Е. Благинина «По малину», «Рябина», Е. Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Кашка», «Одуванчик», И. Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З. Александрова «Букет».
Читать рассказы о растениях и беседовать по их содержанию: А. Онегов «На лесной поляне», М. Пришвин «Золотой луг» и другие.
7. Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.) Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает фантазию и творческие способности.
8. Учите ребёнка различать и правильно называть величины предметов и объектов, а не только «большой – маленький». Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка длинная и короткая, река широкая, а ручей узкий и т. д.
9. Разнообразие летних красок, поможет учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».
10. Учите ориентироваться в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т. д., «Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т. д.). Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа: «Положи в центр листок клёна, в правый верхний угол- шишку ели, в левый верхний угол- шишку сосны, правый нижний угол- ромашку, в левый нижний угол- василёк».
11. Упражняйте детей в счёте, опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).
12. Учите детей сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу, девочку и куклу. В чём их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка доказывать своё мнение.
13. Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном примере понять процесс выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.
14. Учить детей ежедневно рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.
15. Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.
Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семьи.
Уважаемые родители! Мы приготовили для вас рекомендации по теме недели «Здравствуй, лето красное!» Каждый день носит свою тематику. Следуя нашим рекомендациям, вы сможете расширить знания, умения и навыки детей, получить представление о том, какие у ребенка интересы, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить знания и поведение ребенка. Желаем вам плодотворной совместной деятельности. Ждём ваших фотоотчётов!
Рекомендации для родителей по теме 1-ой неделе «Здравствуй, лето красное!»
Понедельник «Семейные ценности»
*Беседа «Семейная фотография».
Цель: воспитывать в детях чувство любви, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке; уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту; чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте); потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
* Художественно-творческая деятельность: «Моя дружная семья» (рисование).
Цель: воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям.
* Чтение художественной литературы: стихотворение Н. Голя и Г. Григорьева «Семейная фотография».
Цель: воспитывать добрые и искренние чувства к самым близким людям.
*Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Цель: обогащение социально-игрового опыта; развитие игровых умений по сюжету «Семья».
*Пальчиковая игра «Моя семья»
Раз-два-три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья!
Хлопки на счет.
Поочерёдное загибание пальцев.
Вторник. «Мой город»
*Беседа «Мой родной город».
Цель: способствовать запоминанию названия своего родного города; ознакомить детей с самыми главными его достопримечательностями; вызвать у воспитанников чувство восхищения красотой родного города; воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.
*Целевая прогулка по близлежащей улице.
Цель: ознакомить детей с одной из улиц города.
Содержание: обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, каждая имеет свое название, на улицах много домов, у каждого дома свой номер. Сказать, как называется улица, на которой расположен детский сад. Спросить детей, кто знает свой домашний адрес, обратить внимание на то, что не у всех одинаковые названия улиц.
* Художественно-творческая деятельность: рисование на тему «Моя улица»
Цели: воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее; поддерживать детей в стремлении передать в рисунках запомнившихся мест города.
*Пальчиковая игра «Мой город»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)
В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)
Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)
Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)
Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)
В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)
*Подвижная игра «Быстро в домик».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу взрослого, двигаться врассыпную в разных направлениях, бегать одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Взрослый предлагает им пойти на лужок – цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть – ходьба врассыпную, в разных направлениях. На сигнал: «Быстро в домик, дождь пошел!» - дети бегут занимать место в «домике» (любое место).
Среда «Мир этикета»
*Беседа «“Волшебные слова».
Цели: учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности; способствовать преодолению застенчивости и скованности детей.
*Дидактическая игра «У нас в гостях кукла Таня».
Цели: воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким; вырабатывать способность культурного общения со сверстниками.
* Чтение художественной литературы: стихотворение И. Токмаковой «Спасибо».
Цель: закреплять навык употребления слов приветствия и благодарности.
*Подвижная игра «Жмурки»
Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.
Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На мосту.
- Что в руках?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!
Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.
Четверг «Мир этикета»
*Беседа «Что значит быть вежливым?» с использованием стихотворений
С. Погореловского, С. Маршака, И. Пивоваровой.
Цели: объяснить детям, что значит «истинно вежливый человек», почему он не только знает «волшебные» слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; помочь овладевать приемами вежливого обращения с окружающими, употреблять в речи вежливые слова, вести доброжелательный диалог.
*Игра-драматизация «Добрый день».
Цель: закреплять знание вежливых слов; продолжать учить детей правильно употреблять их в речи.
*Наблюдение за природными явлениями. Цель: учить отмечать явления природы, радоваться хорошей погоде.
*Подвижная игра «У медведя во бору».
Цель: развивать внимание, быстроту, ловкость.
Содержание: на одной стороне площадки очерчивается «берлога медведя», на другой обозначается «дом», где живут дети. После слов педагога «Идите, дети, гуляйте!» дети выходят из «дома» и идут в «лес» : «собирают грибы», «ловят бабочек» и т. п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Дети произносят хором: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь сидит и на нас рычит». После этих слов дети бегут «домой», а «медведь» ловит их. Тот, кого «медведь» коснется, считается пойманным, «медведь» отводит его к себе в берлогу. За линией «дома» детей ловить нельзя.
Пятница «Мир безопасности»
*Беседа «Внешность человека может быть обманчива».
Цель: объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Содержание: рассказать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, какие взрослые могут быть опасными, а какие – нет; на примерах из сказок учить определять намерения персонажей, обращая внимание на их внешность и поступки.
Чаще всего дети считают, что:
• опасными могут быть люди с неприятной внешностью, неопрятно одетые;
• мужчины опаснее, чем женщины;
• юноши и девушки, такие веселые и жизнерадостные, вообще не могут быть злыми.
* Чтение художественной литературы: стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».
Цели: закреплять представление о том, как надо вести себя в опасных ситуациях; побуждать отвечать на вопросы воспитателя о прочитанном стихотворении
*Дидактическая игра «Знакомый, свой, чужой».
Цель: уточнять и закреплять понятия «знакомый», «свой», «чужой».
* Художественно-творческая деятельность: рисование на тему «Опасные предметы» Цель: закрепить знания об опасных предметах, правильно держать карандаш, рисовать опасные предметы, закрашивать их.