Глазунова Наталья Сергеевна
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №124»
Заводского района города Саратова
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Составила:
педагог-психолог
Глазунова Н. С.
г. Саратов 2020г.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
От способностей выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног зависит общее развитие ребенка. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений, как письмо и рисование.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: массаж пальчиков, пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование.
Хочу обратить ваше внимание на то, что мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Чтобы увидеть результат, необходимо заниматься с ребенком систематически. Выполнение упражнений должно выполнятся от простого к сложному, также помните, что у ребенка есть зона ближайшего развития, т. е. это уровень развития ребенка, которого он достигает с помощью взаимодействия со взрослым. Например, в настоящее время ребенок что-то не умеет делать, но благодаря тому, что взрослый показывает, объясняет и делает вместе с ребенком и его руками, то вскоре ребенок овладевает новыми навыками.
Итак, из следующих упражнений, выбирайте понравившийся вам способ развития мелкой моторики, подключайте ваше воображение, занимайтесь с детьми и получайте от этих занятий удовольствие, успехов вам!
Массаж пальчиков, ладошек и пальчиковые игры:
• Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
• Массаж ладошек с помощью зубной щетки, с присказкой:
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
• Массаж с помощью «СУ-ДЖОК», с присказкой:
Здравствуй, мой любимый мячик,
Скажет утром каждый пальчик
Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает
Только брату отдает: брат у брата – мяч берет:
Два козленка мяч бодали – и другим козлятам дали
По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю
Взад –вперед его качу, вправо –влево - как хочу
Танцевать умеет танец, на мяче мой каждый палец
Мячик мой не отдыхает – между пальцами гуляет
Сверху левой - снизу правой, я его катаю – Браво!
Мячик сильно посжимаю – и ладошку поменяю
А теперь последний трюк - мяч летает между рук!
Этот кругленький дружок – называется СУ-ДЖОК
Покатаем по ладошкам, он откроется вот так:
Там, волшебное колечко: Ни большое, ни малое;
В гости к пальчикам заходит – всем оно подходит.
• «Ладушки». Все с детства знают потешку: «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
• «Пианино». Пусть ребенок представит, что он пианист, который играет на фортепиано: положите руки, ладонями вниз на твердую поверхность и поочередно поднимайте и опускайте каждый пальчик, имитируя игру на инструменте.
Развитие моторики с помощью предметов:
• Разрывание бумаги. Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте ребенку несколько листов мягкой бумаги. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие. При этом не торопитесь выкидывать эти листы в мусор -, если вы посжимаете их ладонями, а затем возьмете лист бумаги и нарисуете какое-нибудь изображение, например, сердце, солнышко, облачко, машину – приклеите с помощью клея-карандаша, и раскрасите в нужный цвет, таким образом у вас получится отличная аппликация.
• Перелистывание страниц. После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала. Поочередно перелистывайте страницы правой и левой руками.
• Завинчивание крышек. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему ребенку сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
• Прищепки для развития мелкой моторики. Ребенок, под присмотром взрослых, может их прицеплять, например, к кругу из картона – и в результате у него получится солнышко, или помогая маме, прицеплять платочки и носочки на веревочку.
• Застегивание, расстегивание и шнуровка. Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
• Собирание мозаик и пазлов. Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение. Учитывайте возрастные особенности вашего ребенка, чем младше ребенок – тем крупнее предмет, и ниже скорость выполнения заданий, чем старше – тем предметы мельче, количество их больше, а скорость выше.
• Разноименные движения руками с предметами. Давайте предложим ребенку выполнить следующее упражнение: одной рукой нужно сжимать предмет (например, мячик, а другой - катать. Затем, меняем движения рук.
• Баночки с крупами. Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет. Помните, чем младше ребенок – тем крупнее предмет вы прячете, и наоборот, чем старше – тем предмет мельче.
• «Золушка». Если у вас дома есть светлая и темная фасоль, насыпьте ее в тарелку и попросите ребенка отобрать светлую фасоль от темной, если вашему ребенку более 6 лет, то можно использовать более мелкие крупы, такие как рис и гречка. Помните, что выполнять это упражнения нужно поочередно, сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно, постепенно усложняя и наращивания темп (можно выполнять под ритмичную музыку).
• Рисуем с помощью круп. Поскольку дети очень любят рисовать, то давайте предложим им необычный способ, для этого насыпьте на поднос крупы. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание. Если ребенок более старшего возраста, с помощью рисования на крупах изучайте буквы и цифры.
• Ватные палочки, игровые палочки, (для самых маленьких - карандаши). С помощью данных предметов, предложите детям выкладывать разнообразные фигуры, дорожки, заборчики, и все то, на что хватит воображения. Можно соорудить башню и устроить соревнования: «чья башня выше». Для детей старшего возраста, можно усложнить задачу, если предложить им выполнять разноименные движения, например, правой рукой выкладывать квадрат, а левой – треугольник. Начиная с 6 лет у детей с помощью данных предметов можно развивать логическое мышление, предлагая разгадывать им ребусы, например, сделайте из палочек домик, и предложите ребенку переложить одну спичку таким образом, чтобы домик был повернут в другую сторону. Или переложить 2 спички так, что совок стал пустым. С помощью этих предметов, можно научить ребенка буквам и цифрам, а также сложению и вычитанию: вы выкладываете и палочек пример на сложение, а ребенок, с помощью подсчета записывает ответ.
Помните, что заниматься развитием мелкой моторики нужно под присмотром взрослого, т. к. ребенок в этот момент взаимодействует с различными мелкими предметами.
Лепка:
• Тесто. Лепка подходит для детей разного возраста. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме. Если из теста скатать много разных по размеру колобков и колбасок, выложить их определенным образом и применить воображение, то получится оригинальная поделка потому что, когда тесто подсохнет, его можно раскрасить в различные цвета.
• Пластилин. Из пластилина можно сделать красивую картину, для этого вам понадобятся: карандаши, пластилин (предварительно предлагаю его «подогреть», чтобы он стал более мягкий, плотная бумага (желательно картон, и зубочистки (для оформления нужных рельефов). Фантазируйте на любые темы: лето, зима, водный мир, любимые животные, и др.
Рисование:
• Вертикальная поверхность. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить ребенку специальную доску, чтобы он рисовал или закрепить лист плотной бумаги на стене. Помните, что ребенок должен работать карандашом, при чем подбирайте его правильно, соответствуя возрасту, для детей 2-3 лет подойдут карандаши более крупного диаметра, и желательно которые имеют трехгранную поверхность.
• Прописи по точкам и штриховка. Для детей более старшего возраста, полезно не только раскрашивать и рисовать, но и обводить контуры картинок, состоящих из пунктирных линий, также внутри делая штриховку по образцу (например: сверху- вниз, слева-направо, по диагонали).
Завершая комплекс рекомендаций по развитию мелкой моторики, хотелось бы вспомнить еще и о ногах. Предложите вашему ребенку собрать мелкие детали в коробку, с помощью пальцев ног. Пусть он выполняет это задание поочередно правой и левой ногами. Усложняйте задачу, выполняя это упражнение стоя; устраивайте соревнование: кто больше и быстрее соберет игрушек (используйте такие предметы, которые после занятия можно помыть с чистящим средством).