Наталья Иванова
Рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.
Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.
Темочки:
Что означает
речевая готовность к школе?
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи
1. Умение слушать и слышать других
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.
2. Сформированность звуковой стороны речи
- умение четко и внятно произносить все звуки речи;
- возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
- умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
3. Умение различать звуки речи на слух
В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».
4. Функции языкового анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.
5. Словарный запас
Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
6. Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т. д.).
7. Связная речь
Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.
Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:
- поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
- нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
- умение развернуто описывать окружающие предметы;
- внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);
- умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
- умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.
Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе :
использование развернутой фразовой речи;
работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т. д.
умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке;
пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.