Анна Каменская
Рекомендации для родителей «Народная подвижная игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приёмов развития двигательной активности у детей дошкольного возраста, являются народные подвижные игры. Во все времена в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Народные игры - развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. В народные игры можно играть в самых различных ситуациях: на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках.
Публикация «Рекомендации для родителей „Народная подвижная игра“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, цепные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.
Правила для родителей :
Приступая к игре, нужно иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.
Дети дошкольного возраста нередко заигрываются, переоценивая свои силы (во вред здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Активные игры сменяются спокойными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоровью. Старайтесь поддерживать у малышей хорошее настроение.
Как быстро организовать игру.
СЧИТАЛКИ, ЖЕРЕБЬЕВКИ, УГАДЫ, СГОВОРЫ,
ПЕВАЛКИ, УГОВОРЫ
Организаторами игры могут быть и взрослые, взяв на себя роль ведущего, но играть интереснее, если все побывают в этой роли. Традиционно в русских народных играх, для выбора водящего, используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы. Определить водящего можно с помощью читалки. Стоящий в середине, громко произносит считалку. При каждом слове он касается поочередно рукой каждого играющего, не исключая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот и - водит. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного, задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Вот некоторые из них:
Раз, два, три — Стара баба ты;
Четыре, пять — Стара баба ты опять;
Шесть, семь — Стара баба ты совсем.
Теля, меля; Ты Емеля; Т
ретий бас. Поводи-ка ты за нас!
Ягодка малиновка; Медок, сахарок. Поди вон, королек!
Там тебе место — В кислое тесто.
Месяц-заяц; Вырвал травку; Положил на лавку;
Кто возьмет — Вон пойдет.
Заяц бегал по болоту;
Он искал себе работу.
Он работу не нашел;
Сам заплакал да пошел.
Заяц белый; Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал? -
Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.
Катилось яблоко
- Мимо сада,
- Мимо сада,
-Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Катилась торба
- С высокого горба.
- В этой торбе
- Хлеб, соль, пшеница.
-С кем ты хочешь поделиться?
Стакан, лимон — Вышел вон!
Кто играет, будет уж.
- Кто не хочет быть ужом,
- Выходи из круга вон!
Вор шел, шел, шел
- И корзиночку нашел.
- В этой маленькой корзинке
- Есть помада и духи, ленты, кружева, ботинки,
- Что угодно для души?
Мы собрались для игры,
- Взяли квасу и еды:
- Будем кушать, будем пить, и вот ты пойдешь водить!
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
Был в диване спрятан слон.
Ты не веришь?
Выйди вон!
Мальчик с пальчик - Нашел стаканчик. -
Стакан разбился, - Лимон покатился.
Катился горох по блюду,
- Ты води, а я не буду.
Я куплю себе дуду
- И по улице пойду,-
Громче, дудочка, дуди:
- Мы играем, ты води.
Шла кукушка мимо сети,
- А за нею малы дети, -
Кукушата просят пить,
- Выходи - тебе водить.
В жеребьевки могут быть и короткие загадки:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?»,
«Ниточка или иголочка?» и т. п.
Уважаемые,родители, хочется надеется, что данные консультации помогут вам приобщить ваших детей к народным подвижным играм, сделать их здоровыми и жизнерадостными.
Русские народные игры
1. «Красочки» (русская народная игра)
Выбирается водящий «монах» и «продавец». Все остальные играющие загадывают втайне от монаха цвета красок. Игра начинается с того, что «монах» приходит в «магазин» и говорит: «Я – монах в синих штанах, пришёл к вам за краской». Продавец: «За какой?» Монах называет любой цвет, например: «За голубой». Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдёшь голубые сапожки. Поноси, да обратно приноси». Если краска, которую назвал есть, то ребёнок, загадавший этот цвет, пытается а краска – монахом. Игра начинается сначала.
2. «Алёнушка и Иванушка» (русская народная игра)
Выбирают Алёнушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся в нутрии круга, который образуют дети, взявшись за руки. Иванушка должен поймать Алёнушку. Иванушка может звать Алё нушку: «Алёнушка, ты где?» Алё нушка ему отвечает: «Я здесь!», при этом пытается от него уйти-увернуться. Если Иванушка поймал кого то из детей, он должен определить, назвать имя пойманного ребёнка. Как только Иванушка поймал Алёнушку, водящими становятся другие дети и игра начинается сначала.
3. «Удочка» (русская народная игра)
Дети стоят в кругу, они – рыбки. Рыбак со скаклкой в центре круга. Рыбак говорит слова: «Я – рыбак, в лодке плыву, рыбку ловлю!» После слов рыбак по земле крутит верёвку-скакалку, дети перепрыгивают. Тот, кто наступил на скакалку, считается пойманной рыбкой и выбывает из игры.
4. «Али Баба» (русская народная игра)
Дети становятся в две шеренги и держатся за руки. Одна команда начинает перекличку, другая им отвечает:
1 – Али Баба
2 – Зачем слуга?
1 – Зашить рукава
2 – Кого прислать?
1 – Пятого-десятого, Сашу нам сюда!
Названный игрок бежит к другой команде и старается «разорвать» сцепленные руки. Если ему этот удаётся, то он забирает одного ребёнка в свою команду, если нет – то остаётся сам.
Татарские народные игры
1. «Угадай и догони» (Читанме, бузме)
Играющие садятся на скамейку в ряд. Перед ними садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладёт ему руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и пытается догнать игрока, пока он не успел сесть на скамейку. Если водящий не угадал имя, то к нему подходит следующий игрок.
2. «Скок-перескок» (Кучтем-куч)
На игровой площадке по кругу на расстоянии 50-100см чертятся круги по количеству участников. В них находятся дети. Водящий стоит в середине большого круга. По команде водящего: «Скок-перескок!» дети на одной ноге, двигаясь по часовой стрелке, должны, освобождая свой, перескочить в следующий круг. Водящий при этом тоже скачет на одной ноге, стараясь занять свободный круг. Если ему это удаётся, то ребёнок, не успевший занять «домик», становится водящим.
3. «Серый волк» (Сары буре)
Одного из играющих выбирают серым волком. Он находится за чертой в конце площадки. Дети идут «в лес». Выходит ведущий и спрашивает детей: - Вы, друзья, куда спешите?
Дети:- В лес дремучий мы идёт.
Ведущий:- Что вы делать там хотите?
Дети:- Там малины наберём.
Ведущий:- Вам зачем малина, дети?
Дети:- Мы варенье приготовим.
Ведущий:- Если волк в лесу вас встретит?
Дети:- Серый вол нас не догонит!
После этих слов дети продолжают идти в сторону волка и говорят слова:
• Соберём мы ягоды и сварим мы варенье.
• Милой нашей бабушке будет угощенье.
• Здесь малины много, всю и не собрать,
• А волков с медведями вовсе не видать!
После этих слов выбегает воск и старается осалить как можно больше убегающих детей. Пленников вол уводит к себе за черту.
4. «Хлопушки» (Абакле)
На в противоположных сторонах площадки рисуются две параллельные черты. За одной чертой стоят в шеренге дети. Одна рука у них на поясе, другая вытянута вперёд ладонью вверх. Это старый город. В новом городе (за другой чертой) пока никто не живёт. Выбирается ведущий, который со словами: «Хлоп да хлоп – сигнал такой. Я бегу, а ты за мной!» подходит к одному из игроков и тихонечко хлопает его по ладошке. После окончания слов они бегут в «новый город». Кто первый пересёк черту, тот остаётся там жить. Кто проиграл, тот ведущий. Так до тех пор, пока все дети не переберуться жить в новый город.
Бурятские народные игры
1. «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгат)
Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Впереди идёт овца, за нею друг за другом ягнята, руки которых лежат на плечах у впереди стоящего игрока. Навстречу выходит волк.
Овца спрашивает: «Что ты тут делаешь?»
Волк: - Вас жду!
Овца:- Зачем?
Волк – Чтобы вас всех съесть!
После этих слов волк пытается поймать последнего ягнёнка. Овца с ягнятами (ягнятам руки отпускать нельзя) убегает от волка. Волк может ловить только последнего ягнёнка, а овца с ягнятами должны ловко уворачиваться.
2. «Иголка, нитка, узелок» (Зун, утах, зангилаа)
Все игроки делятся на тройки. Первый в тройке – иголка, второй – нитка, третий – узелок. Все в тройке держатся за руки. Чертится большой круг. Что иголка будет делать, тоже должны выполнять нитка и узелок. Например: иголка прыгает в круг, за ней нитка и узелок. Если игроки одной тройки засмотрелись и сделали неправильное движение, то вся тройка выбывает из игры.
3. «Ищем палочку» (Модо бэдэрхэ)
Участники становятся по обе стороны от скамейки и закрывают глаза. Ведущий берёт короткую палочку (10см) и бросает её в сторону. Дети стараются отгадать где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет её, подбежит к скамейке и постучит палочкой. Если другие игроки догадались, у кого палочка, то стараются догнать его и запятнать. Запятнанный игрок должен быстро отдать палочку. Игроки, у кого в руках окажется палочка, каждый раз убегают от других детей. Запятнанные игроки остаются на том месте, где были пойманы.
4. «Табун» (Хурэг адуун)
Участники игры становятся в круг и держатся за руки – это табун лошадей. Они стерегут своих жеребят, которые находятся в центре круга. Вокруг табуна ходит жеребец, который охраняет его от волков. За кругом бегает стая волков (3-4, которые убегая от жеребца, пытаются разорвать круг и осалить жеребят. Пойманные волки и осаленные жеребята выбывают из игры. Игра заканчивается, когда последний волк будет пойман.
Дагестанские народные игры.
1. «Достань шапку»
Дети делятся на две команды. За чертой, которая находится от ребят на расстоянии 10м, лежат шапки. Каждой паре (игрокам из разных команд) даётся своё задание, выполняя которое, дети двигаются к черте. Взять шапку может только тот игрок, который первый добрался до черты. Игроки бегом возвращаются к своим командам, встают в конец колонны. Затем даётся задание для второй пары и т. д. Выигрывает та команда, у которой больше шапок.
Примерные задания для пар: допрыгать до черты на левой (правой) ноге, на 2х ногах; дойти на пятках (носках) ( можно добавить различные положения рук: руки на пояс, вверх и т. д.); дойти на полусогнутых ногах, доползти на четвереньках (на ладонях и ступнях, проползти наоборот - ногами вперёд); допрыгать ноги вместе – ноги врозь и т. д.
2. «Выбей из круга» (Дёререкден чыгъар)
Чертится линия. От неё на расстоянии 3м чертится круг (можно положить обруч, в который кладут камушки (можно заменить на кубики). Дети строятся за линией друг за другом, у каждого в руке камушек (заменить на пластмассовый шарик, теннисный мяч, мешочек с песком, по очереди бросают в круг, стараясь выбить из него предметы. Игру можно проводить по командам.
3. «Подними платок»
Чертится большой круг, в центр кладут платок. Участники стоят за кругом и танцуют национальную лезгинку. По окончании музыки дети забегают в круг и стараются схватить платок и высоко его поднять. Кто выиграл, тот может всех участников оставить в игре, а может кого-то удалить, показывая на него платком.
4. «Слепой медведь» (очень похожа на русскую народную игру «Жмурки»)
У всех игроков, которые стоят по всему полю, в рука по две палочки. Водящему завязывают глаза – он слепой медведь, должен ловить ребят и. отгадывать, кого поймал. Двигается слепой медведь на звуки, которые издают игроки: стучат палочкой о палочку. Дети могут двигаться по полю, уворачиваться от медведя, ног не могут вырываться, если медведь поймал игрока.
Башкирские народные игры.
1. «Дудочка» (Курай)
В середине круга стоит кураист с длинной дудочкой. - кураем. Дети, взявшись за руки, под башкирскую национальную мелодию ходят по кругу в одну сторону со словами (кураист в другую, имитируя игру на дудочке) :
Услыхали наш курай, собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом, разбежались кто куда.
Хай-хай-хай! На зелёном лугу мы попляшем под курай.
После этих слов все дети разбегаются в рассыпную, танцуют кто как хочет со словами:
Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай!
Кураист ходит между детей, передаёт дудочку тому, кто лучше всех танцует, тот становится водящим – кураистом.
2. «Уголки» (Муйуш альш)
По углам зала стоят стулья (их может быть четыре, можно поставить и брльше, на которых сидят игроки. В середине водящий. Водящий по очереди подходит к игрокам и задаё т им один и тот же вопрос: - Хозяйка (хозяин, можно к тебе? Каждый игрок придумывает отговорку. Например:
- Моя баня занята.
- Моя собака ощенилась.
- Печка обвалилась.
- Воды нет. И т. д.
После того, как все игроки отказали водящему, он идёт в центр зала, со словами: - «Хоп-хоп-хоп!» три раза хлопает в ладоши. После этого игроки перебежками меняются углами. Водящий старается занять свободный стул. Тот игрок, которому не хватило стула, становится водящим.
3. «Поймай воробья поясом» (Букен кайыш)
По кругу парами стоят дети: один впереди, другой за его спинной. В центре – водящий с поясом или верёвкой. Он ходит по кругу со словами:
Лето прошло, осень прошла, зима пришла.
Утки улетели, гуси улетели. Ворона, стой! Воробей беги!
После этих слов, водящий останавливается перед одной парой и показывает поясом на впереди стоящего ребёнка, который сразу начинает убегать по кругу. Водящий бежит за ним, размахивая поясом, и пытается запятнать. Если поясь коснулся игрока, он становится водящим. Если игрок успевает добежать до своего места, водящий остаётся прежний.
4. «Голуби» (Кугарсен)
Параллельно друг другу (5м) чертятся кругу или кладутся обручи. Это гнёзда голубей. В одном гнезде живёт один голубь.
Водящий ходит вдоль между гнё здами со словами: - «Гур-гур-гур! Для всех нас одно гнездо». После этих слов одни голуби меняются гнёздами с другими (параллельными). Водящий старается занять пустое гнездо. Кому не хватило гнезда, тот становится водящим.
5. «Иголка и нитка» (Эна менян еп)
Игра проводится в виде соревнования. Дети делятся на две команды. Первые игроки – иголки. Остальные – нитка. Иголки бегут до ориентира, который находится на расстоянии 4-5м, обегают его и возвращаются к своим командам. За иголку цепляется коротенькая нитка (один игрок). Они так же бегут до ориентира и возвращаются назад. С каждым разом нитка становится длиннее, пока не прицепится последний игрок. Выигрывает та команда, которая быстрее вернётся к своей черте и у которой нитка не порвётся.
Кабардино – балкарские игры
1. «Под буркой» (Штактуэпль)
Играющие делятся на две команды. Одной команде даётся бурка и выбирается старший, который, накрывшись буркой с головой, садится на стул. Дети этой команды стоят шеренгой перед старшим – они охранники.
Дети второй команды стоят в кругу, взявшись за руки, на расстоянии 5-7м от первой. Это крепость. Они договариваются между собой и посылают 2-3 ходоков в первую команду.
Когда ходоки из второй команды подходят к охранникам из первой, их спрашивают: - «Кто пришёл?»
Ходоки: - Гости.
Охранники: - Раз гости, проходите!
Игроки первой команды (охранники) пропускают «гостей» к старшему.
Ходоки: – «Мы не гости! Я – медведь! А я – волк! А я разбойник!»
Старший (их не видит, т. к. накрыт с головой буркой) по голосу должен угадать и назвать имена детей. Если он угадывает, то они становятся пленниками и остаются в этой команде. А если называет имена не правильно, то ходоки из второй команды салят двух-трёх детей (в зависимости от того, сколько пришло ходоков) охранников и убегают к себе в крепость. Охранники старшего (кроме осаленных) пытаются их догнать. Если им это удаётся, они их забирают. Ходоки должны успеть проскочить в свою крепость пока открыты ворота (подняты вверх руки). Осаленные охранники приходят в крепость, становятся в круг. Если старший угадал одного ходока, а других назвал не правильно, то салит охранников и убегают только те ходоки, которых не угадали. Игра начинается снова. Затем бурку отдают в другую команду.
2. «Повелитель лунки» (Гъуэж)
В центре площадки выкапывают лунку (кладут обруч, туда кладут мяч. Выбирается повелитель лунки. Он стоит так, чтобы не мешать детям. Все игроки стоят вокруг лунки на расстоянии 3м. Повелитель громко называет имя одного из игроков. Все дети разбегаются в разные стороны. А названный игрок должен быстро подбежать к лунке, схватить мяч и бросить его в одного из игроков. Если в игрока попал мяч, он выбывает из игры. Если, кидавший мяч, промахнулся, то из игры выбывает он.
3. «Журавли-журавли» (Къру – къру)
Дети стоят друг за другом. Считалкой выбирается вожак стаи, стоит отдельно, поёт или говорит речитативом задания для детей. С каждым новым заданием говорит всё быстрее и быстрее:
- Журавли, журавли! Летите дугой. (дети машут крыльями, выстраиваются дугой)
-Журавли, журавли! Встаньте в ряд, летите змейкой, летите по кругу и т. д.
4. «Я есть!» (Оленпа)
Вся игровая площадка поделена линиями на три части: одна проходит по середине, две по краям. Две команды игроков стоят шеренгами спиной друг к другу на середине. Их разделяет линия. Одна команда хлопает три раза в ладоши и убегает к своей черте. Другая, после хлопков первой, быстро поворачивается, догоняет старается осалить игроков, пока они не забежали за свою черту. Если игрока осалили он кричит:-«Оленпа! (я есть)». Тогда сразу убегает вторая команда к своей черте, а первая её догоняет до тех пор, пока осаленный из второй команды не закричит:- «Оленпа!» или пока вся команда не забежит за свою черту.
Игры народов Сибири и Дальнего востока.
1. «Солнце» (Хейро)
Дети, взявшись за руки, идут по кругу, раскачивают руки вперёд и назад и повторяют одно и то же слово – «хейро». В центре круга на корточках сидит ведущий. Он медленно поднимается и поднимает руки в верх – это встаёт солнце. Как только солнце встанет и поднимет руки, игроки разбегаются в стороны. Солнце их догоняет и салит. На сигнал: раз, два, три – в круг беги, пойманные дети остаются стоять там, где их осалили, остальные встают в круг и игра начинается сначала.
2. «Олени и пастухи»
Два участника игры стоят в маленьком кругу, который находится в центре большого круга. В руках и каждого маут (маут – это аркан, можно заменить просто мягким обручем) – это пастухи. По кругу вокруг пастухов бегают олени. Пастухи, не выходя из своего круга, стараются накинуть маут на оленей. Пойманный олень отдаёт маут обратно пастуху, а сам выбывает из игры.
3. «Ловля оленей»
Участники игры делятся на две команды. Одни – это охотники, они стоят в конце площадки полукругом, взявшись за руки. Другие – олени. Они бегают по всей площадке. По сигналу: «Лови!», охотники, не расцепляя рук, должны соединиться в круг так, чтобы у них в кругу оказалось как можно больше оленей.
4. «Здравствуй, догони!»
Две команды детей стоят каждая за своей чертой в разных сторонах зала. Трое – четверо детей из одной команды идут в гости к команде соперников, выбирают себе пару, протягивают правую руку и говорят: - «Здравствуй!» Соперники тоже правой рукой пожимают гостям руку, отвечая: - «Здравствуй!» После рукопожатия, гости говорят: - «А теперь догони!» и убегают за свою черту. А соперники, которые им жали руки, их догоняют. Пойманные игроки выбывают из игры. Затем команды меняются ролями.
Основы добра, справедливости, любви к своему народу, к его культуре, закладываются в детстве через игры, песни, танца, сказки. Это помогает вырасти юной смене умной, доброй, смелой, трудолюбивой, любящей свой народ и свои традиции, поддерживать связь времён и поколений.