Светлана Рабинчук
Рекомендации для родителей «Играя, учим говорить красиво»
▼ Скачать + Заказать документы
«Играя, учим говорить красиво».
Уважаемые родители, давайте поговорим с вами о речи, т. е. способности говорить, умении вести беседу.
«Говорить красиво» - это значит:
Чётко произносить звуки, правильно ставить ударения;
Использовать в речи точные названия предметов, их час-тей, образные выражения (эпитеты, сравнения);
Оформлять предложения грамматически правильно;
Добиваться эмоциональной выразительности речи.
Публикация «Рекомендации для родителей „Играя, учим говорить красиво“» размещена в разделах
Чтобы научить ребёнка говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном воз-расте служит игра. Для того, чтобы ребёнок мог слышать и раз-личать звуки, нужно развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведённые ниже.
«Я знаю три слова со звуком [с] (или любой другой)»
Цель: развивать фонематический слух, умение определять на-личие того или иного звука в слове.
Участники игры поочереди придумывают слова на заданный звук.
«Я знаю три слова со звуком [с] – собака, лиса, сом».
«Цепочка слов».
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.
Ведущий говорит слово, выделяя в нём последний звук, ребёнок придумывает слово на последний звук, который в слове стано-вится первым, и так далее: лук крот танк кобра…
«Назови по-другому»
Цель: учить подбирать слова-синонимы.
Шофёр - водитель;
Швея – портниха, модистка;
Красивый - замечательный, чудесный, привлекательный;
Добрый – заботливый, милосердный, чуткий.
«Скажи наоборот»
Цель: учить использовать в речи слова-антонимы.
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово; возвра-щая мяч, ребёнок называет другое слово – с противоположным значением (можно обойтись и без мяча) :
Высокий - низкий;
Добро – зло;
Широкий – узкий;
Горе – радость;
Мягкий – твёрдый;
Продавать – покупать;
Закрыть – открыть…
«Вставьте нужное слово».
Цель: учить понимать и объяснять значение некоторых фразео-логических оборотов.
Не в бровь, а в глаз (точно);
Делать из мухи слона (преувеличивать);
Зарубить себе на носу (запомнить);
Зимой не выпросишь снега (жадный…
«Будьте внимательны»
Цель: учить правильно, соотносить прилагательное с существи-тельным, использовать нужную форму слова.
лучистОЕ солнышко;
краснОЕ платье;
пять ведров (вёдер);
пять медвежат;
мокрый полотенце (мокрОЕ…
Для формирования интонационной выразительности скажите ребёнку чистоговорку : «На суку сидит сова, видно, строгая она» (или любую другую) и попросите ребё нка повторить:
Медленно – быстро;
Громко – тихо;
Вопросительно – утвердительно;
Грустно – радостно.
При разучивании стихов предварительно проанализируёте, какие строки ребёнок будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.
Итак, надеемся, что мы помогли вам в обучении детей умению говорить красиво, что те игры и упражнения, которые мы предложили, вы будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.
Список рекомендуемой литературы :
Бородич А. М. Методика развития речи детей.
Герасимова А. Малыш учится говорить. От «агу» до мо-нолога.
Козырева Л. М. Слова – друзья и слова - неприятели.
Пожиленко Е. А. артикуляционная гимнастика: методиче-ские рекомендации по развитию моторики, дыхания и го-лоса у детей дошкольного возраста.
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи.
Шанский Н. М., ЗиминВ. И., Филлипов А. В. школьный фразеологический словарь русского языка.
Удачи!