Мария Липихина
Рекомендации для родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние ребенка.
Публикация «Рекомендации для родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
- Тревога, связанная с изменением окружения (ребенку до 3 лет все же нужно уделять больше внимания. При этом от привычной умиротворенной атмосферы дома, где мама рядом и может помочь в любой момент, но чужие) и режим (ребенку может быть сложно принять нормы и правила жизни группы, в которой он находится.
- В первые дни нельзя оставлять ребенка в детском саду более двух часов. Продолжительность пребывания следует постепенно увеличивать. Через 2-3 недели (этот период индивидуален для каждого ребенка, в зависимости от желания малыша, вы можете оставить его на целый день в дошкольном учреждении.
- Каждый раз, приходя в детский сад, нужно спрашивать ребенка, как прошел день и какие впечатления у него остались. Обязательно акцентируйте внимание сына или дочери на положительных моментах, ведь родители такими короткими замечаниями способны сформировать положительное отношение к дошкольному учреждению.
- Рекомендуется дать ребенку несколько дней отдыха, если он категорически отказывается ходить в детский сад.
Все это время приходится говорить о детском саду, о том, как много интересного там ждет. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашенными, они помогут успокоить малыша.
- Отсутствие внимания к ребенку - тоже типичная родительская ошибка. Удовлетворенные работой дошкольного учреждения, некоторые мамы с облегчением вздыхают и перестают уделять столько внимания, как раньше. Напротив, в этот период жизни рекомендуется проводить с ребенком как можно больше времени. Этим мама показывает, что бояться нечего, потому что она все еще здесь.
-Обязательно поговорите с ним о роли воспитательницы. Многие дети ошибочно полагают, что мать бросила их и отдала другой тете. Научите ребенка общаться с опекуном и правильно говорить о своих потребностях.
- Поддерживайте связь с воспитательницей и другими родителями. Поинтересуйтесь, с чем дружит ваш ребенок, и просите и поощряйте вашего сына или дочь подружиться. Участвуйте в жизни вашего малыша, наслаждайтесь его успехами и творчеством. Это хорошая основа для крепких родительско-детских отношений.
Советы воспитателям по адаптации детей.
1. Несмотря на отношение ребенка к вам ненавязчиво проявляйте к нему любовь и заботу, оказывайте помощь, утешайте и поддерживайте. Ребенок, который боится разлуки с мамой, может долго сторониться воспитателя, не признавать и не принимать его. В этом нет ничего страшного и странного.
2. Помните, что некоторые особенности вашего облика могут вызывать у него неприятие и страх: высокий рост, громкий голос, резкие движения, излишняя активность или суетливость, длинные острые ногти или некоторые детали одежды. Учитывайте это и по возможности минимизируйте их влияние на детей.
3. Заботьтесь о создании благоприятного для ребенка взаимодействия с новым взрослым, оно должно быть эмоциональноположительным, ярким и доверительным.
4. Чаще давайте ребенку ощущение безопасности, находите способы, вселяющие в него уверенность, чувство успешности в разнообразных действиях, помогайте справляться с бытовыми делами. Ребенку нужен веселый, оптимистичный, СО-чувствующий и СОучаствующий взрослый, умеющий эмоционально и физически поддержать.
5. Старайтесь понимать потребности ребенка, предугадывайте его желания - это вызывает у детей чувство радости и прилив сил.
6. Говорите с ребенком о доме, его маме и папе, акцентируя внимание на том, какие они хорошие, заботливые, думают о своем ребенке, обязательно вечером придут и чем-нибудь порадуют.
7. Старайтесь использовать косвенные методы воздействия - переключите внимание с острых переживаний на стихи, потешки, песенки, других детей.
8. Чаще используйте телесный контакт- поглаживания, объятия, прикосновения, усаживания на колени и пальчиковые игры.
9. Встречайте радостно каждого ребенка, особенно испытывающего страх: «Дети, посмотрите, кто к нам пришел! Мы давно тебя ждем, будем вместе играть».
10. Используйте в общении с детьми яркие игрушки, занятия с ними помогают стабилизировать эмоциональное состояние тревожного ребенка, вовремя и к месту подобранные игрушки помогают отвлечь от грустных переживаний, организовать деятельность, привлечь к ребенку внимание других детей.
11. Не настаивайте на игровом общении с вами или другими детьми, если ребенок боится, не может успокоиться, но при этом не теряйте малыша из виду. Если возможно, привлекайте его в общие подвижные игры, где вы выступаете в роли мамы: мама-кошка, мама-коза, мама-курочка - это создаст дополнительную опору для того, чтобы дождаться маминого прихода.
12. В конце дня, когда придет мама ребенка, порадуйте ее успехами малыша, его хорошим настроением, сообщите о предстоящем на следующий день интересном деле, которое ждет ребенка («Без тебя никак не справимся», «С тобой будет веселее, интереснее».)