Рудская Татьяна
Рекомендации для родителей «Адаптация детей к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей
Каждый год в наш детский сад приходят новые малыши, которые адаптируются к саду в разные промежутки времени, кто-то легко и довольно быстро, а кто-то и к концу года никак не может привыкнуть к условиям детского сада.
Для оказания помощи в быстрой адаптации ребенка психолог готовит рекомендации для родителей детей, поступающих в детский сад:
Публикация «Рекомендации для родителей „Адаптация детей к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
"Что нужно делать родителям, чтобы обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада"
Мы, как взрослые, должны сделать все, чтобы процесс адаптации детей к детскому саду прошел более безболезненно, но как же это обеспечить?
1. Первое что необходимо – это познакомиться с режимом детского сада и максимально приблизить к нему условия воспитания ребенка в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и пр.).
Задачу самообслуживания малышу, особенно если ему предстоит уже скоро стать детсадовцем, стоит облегчить (минимизировать) простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине. Главный принцип - чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках.
2. Необходимо рассказать ребенку о жизни детского сада: рассказать «что такое детский сад, зачем туда ходят дети, подробно рассказать о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать и почему Вы хотите, чтобы он пошёл в сад (прочитать книги о детском саде);
- поговорите с ребёнком о тех трудностях которые его могут ожидать, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом".
Также можно объяснить ребенку, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: "Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома;
- прийти с ребенком в садик для знакомства с территорией, помещением группы, игрушками, спальней. При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница - хорошая тетя и пр.). Дайте время малышу спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть. Не спешите, придите несколько раз. Обсуждайте с ребенком, комментируйте увиденное.
- проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад (или если он уже ходит).
Этот подготовительный процесс длительный и может занять пару недель.
Для того, чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно заранее выучить имя и отчество воспитателя и, придя в сад, представить ребенка и воспитателя друг другу.
3. Далее, на что необходимо обратить внимание, это на время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго. Специалисты-психологи рекомендуют следующую примерную схему: 1, 2 день - на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать, не стоит. Малыш должен знать, что это прерогатива воспитателя. 3-6 день - заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели (после выходных, в понедельник, все еще более щадящий график) - малыш уходит домой в полдник. И лишь с 3-ей недели можно оставлять ребенка на целый день.
4. Перед тем как вам воспитатель скажет, что оставляет ребенка на дневной сон можно будет принести из дома «мамозаменителя» - любимую игрушку малыша, с которой он спит, или просто тряпочку с «родным запахом»: маечку, пижаму, к которой привык ребенок, любимую книжку (первое время приносите в сад только уже знакомые ему вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом). Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и показывайте значимость его нового статуса.
5. Уделите внимание рациону питания, приучайте ребенка есть разнообразные мясные, овощные и молочные блюда (винегреты, салаты, творожные запеканки, пить чай с молоком, кофейный напиток, кисель, компот и прочее).
6. Развивайте у ребенка навыки самообслуживания: умение владеть ложкой и чашкой во время приема пищи, стягивать носки с ног, дотягивать колготки с колен до бедра, снимать шапку, варежки, ботинки, своевременно проситься на горшок и т. д. Ребенок, умеющий есть, одеваться, раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно сказывается на его самочувствии.
7. Важно заранее научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей; подождать, пока другой ребенок поиграет, и т. п. Как это сделать? Ответ: Играйте с ребенком, распределяйте роли, воображайте сюжет игры).
Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми (договоритесь о встрече и погуляйте в выходные дни в парке и др.). Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
8. Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребенка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным. Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел? Что вы проходили по.» Спросите: «Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или яичко? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку?» и т. д.
9. Развивайте мелкую моторику у ребенка, что способствует овладению навыками самообслуживания, помогает лучше познать окружающий мир, овладеть какой-либо деятельностью. Для этого используйте:
Пальчиковую гимнастику;
Массаж пальцев, рук, шеи;
Шнуровку (любая);
Кнопки, пуговицы (застегиваем);
Пластилин (катаем шары, колбаски, вытягиваем, различные манипуляции);
Соленое тесто (1/1- соль, вода);
Обрывание бумаги;
«Ищем игрушки» - горох с киндерами;
Счёты (массаж ладоней рук);
Суджок (массажор для рук и пальцев);
Наматывание нитки на клубок, катушку.
10. Использовать в деятельности с ребенком сюрпризные моменты, игровые формы взаимодействия (волшебство, фантазия, например: мишка приходил в гости и сказал, что если Маша не будет есть кашу, он расстроится и не придет больше к нам в гости и т. п. ; отгадай загадку, волшебный пластилин, карандаши, краски; или- ложись спать, закрывай глазки и зайка принесет тебе морковку и др.
11. Никогда не пугайте ребёнка детским садом. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.
12. Используйте игры – эксперименты с водой и соленым тестом для снятия психоэмоционального напряжения у детей после детского сада.