Наиля Белова
Региональный компонент «Курай — символ республики Башкортостан» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной организационной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел: «Ознакомление с окружающим миром»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Тема: «Курай - символ республики Башкортостан».
Возрастная группа : старшая и подготовительная группа
Публикация «Региональный компонент „Курай — символ республики Башкортостан“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: Формирование знаний о музыкальном инструменте – курай, символ духовной красоты башкирского народа. Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа. Воспитание патриотизма у детей.
Образовательные задачи: способствовать формированию фольклора показать, каким образом простой тростник привлек внимание башкир.
Развивающие задачи: способствовать развитию музыкального слуха, умение наслаждаться музыкой курая.
Воспитывающие задачи: воспитывать чувства гордости, любви за искусство башкирского народа.
Методы и приемы: Игровой прием, показ, рассматривание иллюстраций
Предварительная работа: Музыкальный центр; аудиозапись песен; фонограммы песен, танцев, аппликация музыкального инструмента курай; герб, флаг Республики Башкортостана.
Средства реализации: Музыка курая, чтение легенды о курае (Гасанова Р. Х, показ курая на картинке, беседа, вопросы к детям, физкультминутка.
Активизация словаря: символы : герб, флаг, музыкальный инструмент курай.
Ход ООД:
Вход детей под музыку (курай)
(дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас загадаю загадку: Голос птиц, мелодии рассвета, Все передает тростинка эта Он слов не говорит, наверняка,
Хотя и голос есть, да нету языка!
Дети: курай (играет мелодия курая)
Воспитатель: А, теперь послушайте легенду о курае.
В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка - брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно: едва очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.
В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев. Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь-дорогу. Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел бы на холодные и прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом. Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо. Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог! Все же он не растерялся - быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал джигиту: - Ты подожди здесь, - и вышел в другую комнату. Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска. И у него сами собой потекли слюни. - Что ты там ешь? - спросил он. - Отломи и мне кусок от своей лепешки. Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и воскликнул в изумлении: - Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан? - Эта лепешка из лебеды, - ответил джигит. - Мать испекла ее в своем грудном молоке. Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?» И решил хан отправить джигита в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала: пусть там умрет своей смертью! Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса. Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу. Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человечья. Особенно сильно тосковал он по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия. Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью серебристого соцветия стебель сухого курая. Именно он испускал под дуновением ветра ту удивительную мелодию. Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия стала еще более сильной и напевной. Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие. Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах - это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела. Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок. Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае. Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные били злодея чем придется. Так и забили до смерти. С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни.
Физминутка: В середине круга стоит мальчик – кураист. Становитесь в хоровод - дети двигаются в хороводе
Всех курай плясать зовёт – под слова
Ты, курай задорней, веселей играй! Тех, кто лучше пляшет, - дети выполняют башкирские В круг их приглашай! - плясовые движения. Анализ: Воспитатель: Беседа с детьми. - Почему хан решил не убивать егета? - Почему выжил егет в чаще леса? - Что было вам интереснее всего? - Что больше всего запомнилось? Ответы детей. Дидактическая игра: «Собери пазлы» (на каждого ребенка раздается по 4 разрезных пазла с изображением музыкального инструмента курая. Воспитатель: Вот так появился башкирский народный духовой музыкальный инструмент из тростника. С древнейших времен сопровождал курай башкирских джигитов и в труде, и в сражении, разделял с ними радость и горе, ходил с ними на охоту, переезжал с кочевья на кочевье, вел задушевные беседы в теплые летние вечера у костра на берегу горной речки или у домашнего очага в долгие зимние вечера. Показ музыкального инструмента – курай. Воспитатель: Из полного стебля курая вырезается тонкая трубка, на которой пять отверстий. Сейчас для изготовления курая используют различные материалы: металлические, пластмассовые, деревянные трубки.