Евгения Коркунова
Рефлексивный тренинг «Призвание — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент воспитания, согласятся все. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать.
Тренинг «Призвание – воспитатель» обращен к педагогам, которые внутренне готовы обогащать свою профессиональную деятельность.
Первый этап – «ЗНАКОМСТВО»
Задача этого этапа работы – настроить нас, как участников тренинга, на единую тональность, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Публикация «Рефлексивный тренинг „Призвание — воспитатель“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Участники должны передать по кругу мягкую игрушку и назвать своё имя и черту характера, которая присуще только вам.).
Упражнение «Ракушка».
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Орешки можно подарить участникам на память.
II этап – «Моя личность – профессиональный инструмент»
Задача этапа – осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения. Изучение своей личности, стремление к ее самосовершенствованию - мощный ресурс профессионального развития, реальная помощь в общении с детьми, использования личных достоинств.
Тест геометрических фигур
Предлагаем вам выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг. Посмотрите на них очень внимательно. Попробуйте их ощутить, как самое себя. Какая из фигур Вам ближе, роднее? Про какую из фигур можете сказать: "Вот это точно я". Выбранная фигура и олицетворяет Вас. А теперь прочитайте, о чем говорит Ваш выбор.
КВАДРАТЫ.
Если вашей основной фигурой оказался Квадрат, то вы стабильный, прочный, уравновешенный, хороший организатор.
ТРЕУГОЛЬНИКИ.
Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка).
ПРЯМОУГОЛЬНИКИ.
Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения.
КРУГИ.
Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Круги "болеют" за свой коллектив и популярны среди коллег по работе.
ЗИГЗАГИ.
Эта фигура символизирует креативности, творчество, Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Тогда Зигзаг "оживает" и начинает генерировать новые идеи и методы работы.
Третий этап – «ПРИЗВАНИЕ – ВОСПИТАТЕЛЬ»
Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, - значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность. Наша личность зазвучала в работе как уникальный инструмент.
Креативная деятельность «Герб вашей личности, личности педагога.»
Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, краски, фломастеры, набор детских картинок.
Участникам предлагается изготовить герб, отражающий как можно полнее свойства профессии воспитателя. После выполнения задания проводится обсуждение. Участники (по подгруппам) представляют свой герб, расшифровывают его образы.
III Рефлексия "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА"
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован
огромный чемодан (готов забирать с собой и использовать в своей деятельности, на втором – корзина (что оказалось ненужным, бесполезным) и на третьем – мясорубка (что-то оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить"). Каждый подойдет и прикрепит магнит на картинку.
В конце хочется вам сказать.
Настоящий артист всегда испытывает волнение, выходя на сцену и это правильно, ведь он переживает… Мы желаем, чтобы чувство новизны ни когда не покидало нас. Приходя на работу как впервые, и видя все вокруг глазами детей, тогда мы сможем контролировать и чувствовать ситуацию. Учитесь, друг у друга профессионализму, развивайте свои личности, будьте профессионалами своего дела.