Нечаева Олеся
Рефлексия, как средство формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рефлексия, как средство формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.
Публикация «Рефлексия, как средство формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цель рефлексии.
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.
Классификация рефлексии
• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
(целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности)
• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД)
• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)
Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах младшего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.)
Для этого можно использовать уголок настроения.
В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.
Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки, которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей
А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите, красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение.
А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня)
Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера
• Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
• Синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
• Зелёный – активность;
• Жёлтый – приятное, спокойное настроение;
• Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
• Серый – замкнутость, огорчение;
• Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
• Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
«Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению)
«Солнышко» - лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению
«Ваза с цветами»
«Дерево с листочками»
«Смайлики»
В старшем дошкольном возрасте можно использовать три цвета (красный - нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; зелёный – активность; жёлтый – приятное, спокойное настроение, например «Дерево настроения»
«Наряди елочку»
«Поляна с бабочками»
Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т. д.)
Дорисуй». Детям раздают лица, они сами дорисовывают свое настроение
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
«Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь)
Аналогично -«Яблоня»
«Мишень»
«Светофор» - дети поднимают карточки определенного цвета, это позволяет видеть, насколько понятен для детей каждый этап НОД.
«Волшебный мешочек»
У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.
«Поезд»
На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.
«Лесенка успеха»
Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД
«Солнышко» - мне все удалось
«Солнышко с тучкой» - мне не все удалось
«Тучка» - мне ничего не удалось
Аналогично - «Дорожка успеха»
«Раскраска» - дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом
«Пантомима» - пантомимой можно показать результат своей работы.
Например, руки вверх- довольны своей работой, голова вниз – недовольны
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
«Рефлексивный круг» - дети садятся в круг воспитатель задает вопрос дети по кругу передают друг другу какой- ни будь предмет (например мячик) и отвечают на вопросы:
Сегодня я узнал …
Было интересно…
У меня получилось…
Мне запомнилось…
Теперь я умею…
Меня удивило…
У меня не получилось…
Высказывания детей «Я не знал…», «Теперь я знаю…»
(«Микрофон»)
Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.