Светлана Бруева
Практикум «Речевые упражнения как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Белоснежка»
Тема выступления на МО:
Речевые упражнения
как средство развития
речи детей
(Практикум)
С. Н. Бруева:
педагог
дополнительного
образования
Новый Уренгой
2020
Слайд 3, 4
Публикация «Практикум „Речевые упражнения как средство развития речи детей“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Но важнейшим условием является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет театр, игровое общение детей.
Для развития выразительной художественной речи, с детьми необходимо проводить упражнения по технике речи.
Техника речи включает в себя :
- речевое дыхание;
- голос;
- дикцию;
- интонационную выразительность – самое главное в театральных играх.
Задача и состоит в том, чтобы расширить диапазон голоса, научить ребенка правильно пользоваться голосом. Работа над дикцией и дыханием – начало речевой постановки голоса.
Слайд 5
Дыхательная гимнастика:
Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое всякого напряжения, глубокое, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца. Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:
- вдыхать глубоко носом и ртом;
- вдыхать бесшумно;
- пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно); - не задерживать дыхания в паузах;
- не расходовать весь запас воздуха.
Упражнения :
1. Глубокий вдох на счёт от 1 до3 (про себя, задержка воздуха на счёт «раз» (про себя, медленный, плавный выдох на звук «ф», «с», «ш» (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).
2. Полностью выдохнуть воздух. Не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом, но не за один вдох. А за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких коротких вдохов делать небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда лёгкие будут наполнены, задержать воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью расширена. После этого сделать спокойный выдох.
Это упражнение очень полезно для тренировки диафрагмы и других дыхательных органов. Когда делается вдох, несколько раз добирая воздух, постепенно вырабатывается чувство опоры дыхания.
3. «Цветочный магазин» Делая вдох надо представить себе, что нюхаешь цветок. Выдох медленный, плавный. Упражнение выполняется 3 - 4 раза.
4. «Свеча». Взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения : задуть 3, 5… 10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.
Слайд 6
Упражнения на постановку голоса
1. Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки м, л, н: ммм…ллл…ннн…
2. К согласным звукам м, л, н, поочерёдно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно:
мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;
лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы;
нни, ннэ, нна, нно, нну, нны.
Эти звуки могут быть заменены счётом от 1 до 10.
Упражнения выполняются с постепенным усилением голоса: сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот, с постепенным ослаблением голоса: громче, тише, тихо.
3. а) просчитать на одной высоте от 1 до 10. Затем – повышая голос, а потом понижая;
б) просчитать от 1 до 10, начиная тихо, кончая громко, и наоборот.
Тренировать голос на проговаривании пословиц, а также на текстах, в которых по смыслу голос следует усилить, ослабить, повысить или понизить.
4. Произнести пословицы и скороговорки – сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос и к концу, наоборот, ослабляя.
Скороговорки:
- Щетина у чушки,
Чешуя у щучки.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
- Говори, говори, да не заговаривайся.
- На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
5. Упражнение на развитие силы голоса.
Прочитайте стихотворение. Мысленно представляя. Что вы сидите в самолёте, который стремительно поднимается вверх: вы смотрите из иллюминатора на землю и вас охватывает радостное чувство полёта. Голос ваш постепенно повышается, но не усиливается, а становится звонче, легче, мелодичнее.
Плечи и руки свободно опущены, грудная клетка развёрнута, спина выпрямлена.
Белокрылый мощный «ТУ»
Набирает высоту.
Он летит всё выше, выше…
Превратились в точки крыши…
Вот уже он выше туч… А теперь – меж облаками…
Вдруг ударит солнца луч!
Голубой простор над нами.
Выше, выше мчится «ТУ»,
Покоряя высоту…
6. Прочитайте стихотворение. Прислушиваясь к изменениям в окраске голоса при переходе из одного регистра в другой. Не торопитесь, следите за дикцией и плавным дыханием.
Колокола
Что за гром?
Бум! Бом!
Бум! Бом!
А в среднем – гул
На целый дом:
Бим – бом! Бим – бом!
Вот в головном Чистейший звон:
Динь-дон! Динь- дон!
И всё звенит,
Гудит им в тон.
Бум-бом! Динь- дон!
Бум-бом! Динь-дон!
(З. Савкова)
Имитация колокольного звона. Сочетание бим-бом произносится на различных регистрах с заданными и выбранными тонами.
Слайд 7, 8
Упражнения на развитие дикции
Хорошая дикция – одно из важнейших качеств речи. Условием чёткой дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи.
Работу над дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются перед зеркалом:
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ «Веселый пятачок» :
1. На счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;
2. Вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;
Пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;
3. Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау.», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА
1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо — влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.
УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ
Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер — ССССССС.
Шумят деревья — ШШШШШ.
Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ.
Комар звенит — 3333333333.
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила — С! С! С! С!
Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Например: мотоцикл. Заводим мотор: Р! Р! Р. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!
ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПОЗОНА ГОЛОСА
Чудо-лесенка
1. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:
Шаг-на-го-ры,
Шаг-на-ту-чи.
А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че.
Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!
2. Прочитайте стихотворение, определите, какое настроение оно передаёт.
Как на горке, на горе.
Как на горке, на горе,
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах.
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух, (понижаем голос, как будто съезжаем)
На горку – ух! (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)
Бух!
Захватывает дух!
(А. Прокофьева)
Слайд 9
Интонационная выразительность
Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, отношение к тому, о чём говоришь или читаешь.
Скажите «здравствуйте» с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения.
Игра «Чья интонация богаче?»
Произнести фразу «иди сюда», стараясь не повторять ранее звучащую интонацию. Упражнение развивает и умение различать оттенки интонационного рисунка партнёра.
Читая выразительно стихотворение, старайтесь передать настроение.
Прочитать тихо, чуть громче, громко.
Льдинка
- Льдинка, льдинка! Что за чудо!
Приплыла ты к нам откуда?
- Я из озера большого приплыла издалека,
Принесла меня сегодня полноводная река.
Светлячки
- Светлячки, светлячки,
Голубые огоньки!
Как же вы в траву попали?
С неба что ли вы упали?
- Нет! Не с неба мы упали.
А в траву не зря попали.
Ночью – звёзды-светлячки.
Днём – простые червячки.
Стихотворение для тренировки длительности речевого выдоха
Три Емели
Как за тридевять земель
Жили тридевять Емель:
Три Емели всё умели
Три Емели так сидели
Три Емели спать хотели
Три Емели заболели,
Три стелили им постели, Три Емели пили-ели
Три Емели песни пели
Три играли на свирели
Три Емели мыли мели
Мыли мели на мели.
Вы бы дома не сидели –
Помогать бы им пошли!
Скрюченная песенка (К. Чуковский)
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки. И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она.
Сидя у окошка.
А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.
И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.
При развитии голоса нужно использовать проговаривание различных стихотворений с движениями. Эти упражнения помогают снять мышечное напряжение тела у детей.
«РАЗ, ДВА - КРУЖЕВА»
РАЗ, ДВА - КРУЖЕВА;
ТРИ, ЧЕТЫРЕ – НОС В ЧЕРНИЛЕ;
ПЯТЬ, ШЕСТЬ – КАШУ ЕСТЬ;
СЕМЬ, ВОСЕМЬ – СЕНО КОСИМ;
ДЕВЯТЬ. ДЕСЯТЬ - АКУЛИНА ТЕСТО МЕСИТ.
ПОЗВАЛА КОТА ДОМОЙ,
НАЛИЛА ЕМУ ПОМОЙ.
ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ –
ТЫ ЗАЧЕМ РАЗБИЛ КУВШИН?
КУВШИН СТОИТ ПЯТАЧОК,
А ЗА ЭТО - КУЛАЧОК!
«С К А К А Л К А»
СО СКАКАЛКОЙ Я СКАЧУ,
НАУЧИТЬСЯ Я ХОЧУ
ТАК ВЛАДЕТЬ ДЫХАНЬЕМ, ЧТОБЫ
ЗВУК ДЕРЖАТЬ ОНО МОГЛО БЫ,
ГЛУБОКО, РИТМИЧНО БЫЛО
И МЕНЯ НЕ ПОДВОДИЛО.
Я СКАЧУ БЕЗ ПЕРЕДЫШКИ
И НЕ ЧУВСТВУЮ ОДЫШКИ.
ГОЛОС ЗВУЧЕН, ЛЬЁТСЯ РОВНО
И НЕ ПРЫГАЮ Я СЛОВНО.
РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА – РАЗ!
МОЖНО ПРЫГАТЬ ЦЕЛЫЙ ЧАС.
(ПАУЗА)
КОНЧУ ПРЫГАТЬ. СЯДУ Я –
РЕЧЬ ЛЕГКО ЗВУЧИТ МОЯ.
1 – добор дыхания через две сточки,
2 – добор дыхания после каждого стишия,
3 – варианты повторяются несколько раз:
в присяде; на коленях; лёжа на животе;
лёжа на спине; делая ногами свечу.
Слайд 9
В работе над голосом важна осторожность и постепенность, нельзя спешить с расширением диапазона, перегружать речевой аппарат ребенка, особенно у детей с нарушениями речи. Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции. Упражнения по дикции проходят в форме хорового и индивидуального произнесения. Они даются в игровой форме. Упражнения по дикции желательно соединять с упражнениями на силу звука (проговаривать тише, громче, шепотом, высоту голоса.