Анна Музалёва
Речевые упражнения для дошкольников по лексической теме «Продукты питания»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Загадки.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (ХЛЕБ)
- Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (БАРАНКА)
- В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют «Все выбирай,
Кого любишь?» (КАРАВАЙ)
- В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят. (ПИРОГ)
- Озеро творожное,
Берега – калачные. (ВАТРУШКА).
2. Беседа по теме.
Темочки:
- Из чего сделаны эти продукты?
- Здесь и хлеб, и булка. Как назовем эти продукты? (ЭТО ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
- Чем полезны хлебобулочные продукты? (ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ИЗГОТОВЛЕНЫ ИЗ ЗЕРЕН, А ОНИ СОДЕРЖАТ ВИТАМИНЫ).
- Посмотрите, это молоко. Как вы думаете, что готовят из молока? Как назовем эти продукты? (ЭТО МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ)
- Чем полезны молочные продукты? (В НИХ ЕСТЬ ВИТАМИНЫ, И ГЛАВНОЕ, КАЛЬЦИЙ. ОН НАМ НУЖЕН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОЛОСЫ БЫЛИ КРАСИВЫМИ, А НОГТИ, ЗУБЫ И КОСТИ БЫЛИ КРЕПКИМИ).
- Посмотрите, это мясо. Какие продукты из мяса вы знаете? Как назовем эти продукты? (ЭТО МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ).
- А чем они полезны? (В МЯСЕ ЕСТЬ ПОЛЕЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА. ЕСЛИ ЕСТЬ МЯСО, ТО БУДЕШЬ СИЛЬНЫМ И ЗДОРОВЫМ).
- Кто готовит пирожное, зефир, торт, мамелад, конфеты? (ПОВАР-КОНДИТЕР. ЗНАЧИТ, ЭТО КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ/ПРОДУКТЫ).
- А где мы берем продукты питания? (ПОКУПАЕМ В МАГАЗИНЕ)
3. Игра «Магазин»
- Мы с вами в магазине. Нам нужны хлебобулочные изделия. В какой отдел отправимся?
- Что купим? Что приготовим?
- А теперь нам нужны мясные продукты. В какой отдел отправимся? Что купим? Что приготовим?
- Нам нужны молочные продукты. В какой отдел пойдем? Что купим? Что приготовим?
- А теперь нам нужно купить пирожное, торт и другие кондитерские изделия. В какой отдел отправимся? Что купим?
- А в каком отделе магазина продают крупы? Какую крупу можно купить в бакалейном отделе? Что можно приготовить? (ИЗ РИСА МОЖНО СВАРИТЬ РИСОВУЮ КАШУ. ИЗ ГОРОХА МОЖНО СВАРИТЬ ГОРОХОВЫЙ СУП. И др.)
- В какой отдел магазина отправимся за овощами? За фруктами? Что купим? Что приготовим?
4. Игра «Четвертый лишний»
- Посмотрите на картинки и назовите, какой предмет тут лишний. Объясните свой выбор.
- ЧАШКА, ВИЛКА, ХЛЕБ, НОЖ
- ВАТРУШКА, БАНКА, БАРАНКА, СУХАРИ
- ТВОРОГ, СЫР, ЙОГУРТ, СЕЛЬДЬ
- КОЛБАСА, СОСИСКИ, ТВОРОГ, САРДЕЛЬКИ
- БУЛОЧКА, КОНФЕТЫ, ПИРОЖНОЕ, КАРАМЕЛЬ
5. Упражнение «Из чего – какое?»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом, логопед называет продукт питания и сырье, из которого он сделан, и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет относительное прилагательное и возвращает мяч логопеду.
Масло из кукурузы (какое) - … КУКУРУЗНОЕ
Масло из оливок (какое) - …. ОЛИВКОВОЕ
Масло из сои (какое) - … СОЕВОЕ
Масло из сливок (какое) - … СЛИВОЧНОЕ
Масло из подсолнечника (какое) - …. ПОДСОЛНЕЧНОЕ
Салат из овощей (какой) – … ОВОЩНОЙ
Каша из гречки (какая) - …ГРЕЧНЕВАЯ
Запеканка из творога (какая) - … ТВОРОЖНАЯ
Пюре из ягод (какое) - … ЯГОДНОЕ
Сок из фруктов (какой) - …ФРУКТОВЫЙ и др.
6. Речевое упражнение «Жадина»
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, как все эти предметы мы назовем один словом? (ПРОДУКТЫ)
- А теперь представьте, что это ваши продукты и назовите каждый из них, используя слова «моя», «мой», «моё», «мои». (МОЙ КЕФИР, МОЯ БУЛОЧКА, МОЕ МЯСО, МОИ КОНФЕТЫ и др.) – по цепочке.
7. Речевое упражнение «Подбирай, называй, запоминай»
- Расскажите, как повар готовит пищу, используя различные предметы посуды. (В КАСТРЮЛЕ ПОВАР ВАРИТ, РАЗОГРЕВАЕТ, КИПЯТИТ. НА СКОВОРОДЕ ПОВАР ЖАРИТ, ПОДЖАРИВАЕТ, ПОДОГРЕВАЕТ. И т. п.)
8. Физминутка «Полезные продукты»
Чтобы сильными расти,
Не болеть, не простужаться,
Надо спортом заниматься,
Надо правильно питаться.
Фрукты, овощи, орехи,
Мясо, рыба, молоко,
Творог, каши, сыр и яйца -
С ними вырастем легко.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
Гимнастика для глаз
Овощи Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг)
Наверху созрела слива, (Смотрим вверх)
А внизу растет крапива, (Смотрим вниз)
Слева – свекла, справа – брюква, (Смотрим на лево)
Слева – тыква, справа – клюква, (Смотрим на право)
Снизу – свежая трава, (Смотрим вниз)
Сверху – сочная ботва. (Смотрим вверх)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать)
9. Речевое упражнение «Расскажи-ка»
Составление описательного рассказа о продуктах питания с опорой на картинно-графический план-схему:
- Что это?
- К какому виду продуктов питания относится?
- Происхождение (как этот продукт питания попал на наш стол?
- Как называется отдел магазина, в котором можно купить этот продукт питания?
- Этот продукт питания готов к употреблению в пищу или нуждается в приготовлении? Что из него можно приготовить?