Получи документы

Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата

Шевченко Олеся
Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Понятие артикуляционного аппарата и его анатомическое строение

2. Патология артикуляционного аппарата

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата как причина нарушения звукопроизношения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей и подростков растет, в связи с чем актуальность этой проблемы принимает глобальный характер.

Правильное развитие речи возможно при нормально сформированных функциях речевых органов, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение).

Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный, в свою очередь подразделяемый на две части – воспринимающую и двигательную, и периферический, к которому относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции.

Основные органы артикуляции – язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твердое нёбо. Язык – наиболее активный орган артикуляции, способен занимать в ротовой полости самые разнообразные положения, образуя сближение или полное смыкание с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность. Дефекты в строении челюстей, зубов, языка, недостаточная подвижность последнего затрудняют артикуляцию.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Понятие артикуляционного аппарата и его анатомическое строение

Речевой аппарат состоит из двух частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сложной сенсо-моторной системы, конечным итогом которой является приведение в готовность оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуляторной задачи сообразно интегрированной в мозгу программе. Наличие дефектов в речевом аппарате серьезно влияют на жизнь ребенка, его успехи в освоении школьной программы и социальной адаптации.

Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости, которые участвуют в производстве звуков речи и голоса. Соответственно, согласованная работа всех органов, входящих в состав артикуляционного аппарата, порождающая речь, называется артикуляцией – акта, состоящего из 3 последовательных фаз

1. Экскурсия (приступ) – органы речи занимают правильную позицию для произнесения какого-нибудь звука.

2. Выдержка – фиксация правильной позиции.

3. Рекурсия (отступ) – возврат органов в исходное состояние, либо принятие другой позиции для произнесения следующего звука.

К артикуляционным органам относятся: ротовая полость (язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, щеки, глотка и гортань.

Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижные: верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи осуществляют определенные движения для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и вся нижняя челюсть. Пассивные органы выполняют лишь вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Чтобы человек произносил звуки без дефектов, важна согласованная работа всех органов, участвующих в звукообразовании. Если мышцы артикуляционного аппарата будут слабо развиты, то результатом этого будет неправильное звукопроизношение. Поэтому очень важно знать строение артикуляционного аппарата и принцип работы его органов.

2. Патология артикуляционного аппарата

Из заболеваний полости рта наибольшее практическое значение в отношении влияния на функцию голоса и речеобразования имеют аномалии развития органов артикуляции – губ, твёрдого и мягкого нёба, языка, челюстей и зубов.

Наиболее частыми аномалиями развития губ и нёба являются щелевые дефекты верхней губы и нёба, возникающие вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эти части полости рта. Наиболее лёгкий вариант – односторонняя расщелина губы («заячья губа», наиболее тяжёлый – полное расщепление губы, альвеолярного отростка и нёба («волчья пасть»).

Односторонняя расщелина губы («заячья губа») и полное расщепление губы, альвеолярного отростка и нёба («волчья пасть»)

К числу врождённых дефектов полости рта относятся и укорочение мягкого нёба; укорочение или полное отсутствие язычка; узкое, слишком высокое («готическое») небо.

Наиболее выраженные дефекты речи, несомненно, связаны с «волчьей пастью»: речь приобретает гнусавый оттенок, становится глухой и недостаточно внятной, наблюдается нарушение в произношении как согласных, так и гласных звуков (полная нозализация). При других врождённых аномалиях губы и нёба их проявление в речи менее выражено, хотя и заметно.

Язык – главный артикуляционный орган и дефекты его развития существенно снижают возможности освоения звукообразования. К аномалиям развития языка относится, прежде всего, полное его отсутствие, или аглоссия; недоразвитие языка (микроглоссия) или ненормально большой язык (макроглоссия). Сравнительно частым дефектом развития является врождённое укорочение уздечки языка. При этом дефекте движения языка могут быть затруднены, т. к. слишком короткая уздечка тянет его ко дну полости рта, нарушая его артикуляционную функцию.

К числу редких аномалий принадлежит расщепление языка, которое иногда сочетается с расщеплением губ и нёба.

Дефекты развития челюстей и зубного ряда чаще всего проявляются в виде аномалий прикуса. Под прикусом понимают взаимное расположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях.

При нормальном строении челюстей и зубной системы, верхняя зубная дуга несколько больше нижней, так что при смыкании челюстей, нижние передние зубы слегка прикрываются верхними, причём все зубы переднего ряда соприкасаются с зубами нижнего ряда.

Неправильное звукопроизношение, особенно у детей, вызывается различными дефектами строения челюстей, которые ведут к аномалиям прикуса:

прогнатией – когда верхняя челюсть сильно выдается вперед;

прогенией – когда нижняя челюсть выступает вперед;

открытым передним прикусом – когда между верхними и нижними зубами при их смыкании остается промежуток;

боковым прикусом – когда при смыкании боковых зубов остаётся промежуток.

К неправильному произношению ведёт и неправильное строение зубов в виде больших расщелин между зубами, отсутствия тех или иных зубов, изменения формы зубов или деформирования их краёв; аномалии строения зубного ряда проявляются в виде косо расположенных зубов или зубов, расположенных вне зубного ряда, лишних зубов и пр. Все дефекты строения и расположения зубов чаще всего сопровождаются нарушениями произношения в форме шепелявости.

Нарушение нормальной подвижности губ и щёк наблюдаются обычно при поражении лицевого нерва. Одной из причин поражения лицевого нерва является воспаление среднего уха, т. к. лицевой нерв проходит по костному каналу в непосредственной близости от барабанной полости. Из других причин необходимо отметить его травматические поражения и простудное воздействие.

Паралич лицевого нерва бывает, как правило, односторонним, что приводим к асимметричной деформации лица: на стороне поражения не закрывается глаз, не поднимается бровь, угол рта и щека опущены книзу, отведение губ и оскаливание зубов невозможны, весь рот перетянут на противоположную сторону. Попытки надуть щёки или издать свист не удаются, т. к. губы на стороне поражения не смыкаются и воздух свободно выходит через широкую щель. Понятно, что в этих условиях возможности звукопроизношения существенно страдают, особенно произношение губных согласных и лабиализованных (губных) гласных.

Нарушение движений языка может возникнуть в результате паралича подъязычного нерва. Причинами его могут быть травмы, сдавления опухолью, инфекционные болезни (грипп, ангина, заболевания ЦНС. Чаще бывает односторонним, при этом язык при высовывании отклоняется в здоровую сторону, все движения языка на здоровой стороне затруднены; парализованная половина языка постепенно уменьшается в размерах вследствие мышечной атрофии из-за потери функции.

Расстройства речи при этом выражены нечётко, проявляются в форме нарушения произношения язычных согласных, и чаще всего устраняются логопедическими приёмами.

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата как причина нарушения звукопроизношения

Очень часто причиной нарушения звукопроизношения становится какой-либо дефект строения артикуляционного аппарата, причём как активных его органов, так и пассивных.

Некоторые звуки могут произноситься неправильно из-за нарушения строения губ, например, если губа или обе губы слишком толстые, или есть укорочение или западение губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание. Это касается звуков П, Б, В, Ф и их мягких пар.

Если есть аномалии в строении челюстей, то может наблюдаться нарушение прикуса, когда верхняя челюсть слишком выступает над нижней или нижняя выступает впереди верхней. Это может привести к нарушению произношения различных звуков: С, Ц, Ть и других. При таком нарушении, как открытый прикус, между передними или боковыми зубами обоих рядов при смыкании остаются промежутки. Это влияет на точность артикуляционных движений. Вообще, нарушение посадки зубов, в частности, слишком широкие промежутки между ними, часто приводит к нарушению произношения свистящих, шипящих, звуков Р и Л, так как в эти промежутки попадает движущийся кончик языка, и артикуляция звука искажается. Для исправления строения челюстей и роста зубов вам необходимо посетить ортодонта.

Часто встречаемый дефект – укороченная уздечка языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требует произношение звуков Ш, Ж, Р. Иногда нарушается произношение звуков Т, Д, С, З, Ц, Ч. Также короткая подъязычная связка способствует нарушению роста нижних передних зубов, тянет их назад, из-за чего зубы становятся углом.

Иногда причиной нарушения звукопроизношения является увеличение языка в объёме или же слишком маленький его объём, а также неправильная форма языка, которая также отрицательно влияет на артикуляцию.

Поскольку для произношения очень важен объём ротовой полости – резонатора, в котором происходит образование большинства звуков, то здесь важно, чтобы ребёнок достаточно широко открывал рот, а также активно и полноценно двигал нижней челюстью. Если рот слишком маленький, а нижняя челюсть малоподвижна, то звуки ослабляются, звучат нечётко.

На произношение звуков Н, М и их мягких пар влияет и состояние носовой полости, которая также, как и ротовая, является резонатором. При нарушении строения носа, различных заболеваний, вызывающих затруднение носового дыхания, нарушение проходимости носовых ходов – может быть нарушено произношение звуков, образующихся на носовой воздушной струе – они могут заменяться ротовыми.

Вообще, если артикуляционные органы недостаточно подвижны, это приводит к различным нарушениям произношения. В таком случае следует получить консультацию логопеда, чтобы он посоветовал выполнять с ребёнком специальные упражнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи, которые обусловлены анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат – анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку, зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус, губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Наибольшее практическое значение в отношении влияния на функцию голосо- и речеобразования имеют аномалии развития органов артикуляции – губ, твёрдого и мягкого нёба, языка, челюстей и зубов.

Наиболее частыми аномалиями развития губ и нёба являются щелевые дефекты верхней губы и нёба, возникающие вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эти части полости рта. К числу врождённых дефектов полости рта относятся и укорочение мягкого нёба; укорочение или полное отсутствие язычка; узкое, слишком высокое небо.

Наблюдается взаимосвязь между дефектами строения артикуляционного аппарата и нарушениями звукопроизношения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой. – М., 2004.

2. Миронова В. В., Соломатина Н. Н. Аномалии развития языка и его заболевания. Учебное пособие к практическим занятиям по стоматологии для студентов медицинского факультета (специальности: «лечебное дело», «педиатрия», интернов, ординаторов, врачей-стоматологов. – М., 2015. – 51 с.

3. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для вузов. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4. Патология речи: Учебное пособие для студентов заочного

отделения / Сост. А. И. Ахметзянова, Т. Ю. Корнийченко, Л. Н. Суздальцева и др. // Под ред. А. И. Ахметзяновой. – Казань: ФГАОУ ВПО КФУ, 2012. – 167 с

5. Справочник логопеда / Под ред. М. А. Повалиевой. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2002.

6. Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. – Великий Новгород, 2006. – 68 с.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Фотоотчет «Шапочки-маски зверей, связанные крючком»Фотоотчет «Шапочки-маски зверей, связанные крючком» Предлагаю Вашему вниманию шапочки- маски зверей связанные крючком. Всем не секрет как малыши любят "наряжаться". Эти маски можно использовать.

Игрушки, связанные крючком (мастер-класс)Игрушки, связанные крючком (мастер-класс) Этих и других удивительных зверят я увидела в книге по вязанию и решила связать сама. Для данных поделок Мне понадобились хлопковые нитки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата
Опубликовано: 25 августа 2024 в 20:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата» (включая файлы) размещена пользователем Шевченко Олеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД