Анжелика Приходько
Речевые (логопедические) пятиминутки по лексическим темам
▼ Скачать
+ Заказать документы
Тема «Животные севера»
Артикуляционная гимнастика
1. Упражнение на развитие дыхания «Умка сдувает снежинки»--представим, что на ладошке «снежинки». Поднесите их к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на «снежинки».
2. Артикуляционные упражнения:
Упражнение для челюсти «Тюлень»--широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.
Упражнения для губ и щек «Исхудавшие пингвины»- втянуть щёки;
Публикация «Речевые (логопедические) пятиминутки по лексическим темам» размещена в разделах
«Морж широко открывает рот и ловит планктон»- окошечко;
«Полярная сова и пингвин снесли яйца»- губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой;
«Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с.
Упражнение для языка
«Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу;
«Дельфин-нарвал»- острый язык, иголочкой;
«Дельфин-нарвал на охоте»- острым языком двигать влево- вправо;
«Тюлень ловит рыбу»- язык чашечкой;
«Птенец пингвина пробивает скорлупу» -стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т; «Морской слон рычит» - язык за верхними зубами: др-р-р-р-р, помогаем пальчиком под язычком.
Пальчиковая гимнастика
"ПИНГВИН"
На льдине жил один пингвин,
Гулял по льдине он один. (Левая рука ладонью вверх, указательный палец правой руки на ладони)
Скучал пингвин, грустил пингвин.
Среди снегов и белых льдин. (Наклонить голову к правому, затем к левому плечу)
А был бы у него дружок,
Не так бы был он одинок. (Поставить на ладонь второй палец (средний)
"ПИК, ПАК, ПОК"
Жили-были три пингвина. (Хлопки в ладоши)
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Хорошо и дружно жили. (Ладошка «моет» ладошку)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Как – то утром на рыбалку. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Зашагали в перевалку. (Ладошки «шагают» – «шлепают» по столу)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Наловили много рыбы. (Вращение кистей рук к себе)
И еще поймать могли бы. (Вращение кистей рук от себя)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Съели дружно все до крошки. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Кроме маленькой рыбешки. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Дружно бросились в драку. (Удары кулачками друг о друга.)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Учинив большую свалку. (Удары кулачками о стол)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Чтобы жить все время дружно. (Ладошка «моет» ладошку)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Уступать друг другу нужно. (Ладошка «моет» ладошку)
Пик, Пак, Пок. (Хлопки)
Пальчиковая гимнастика «Животные севера»
Кто на севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит.
Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан
Покоряет океан.
Гордый северный олень
Грузы возит целый день. Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.
«Замок» - меняя положение пальцев
Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки».
Пальчики – «шагают»
Ладони «лодочкой» двигаются вперед.
Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.
Растирание ладоней движениями вверх, вниз
Логопедическая пятиминутка по теме «ЗИМА»
1. Артикуляционная гимнастика:
«Зимние забавы Язычка"
" Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упр-ие «Иголочка»)
А на улице бело!
Справа –снег,
Слева - сугроб (упр-ие «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упр-ие «Варенье»)
Взял лопату язычок (упр-ие «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка»)
И на горку забежал (упр-ие «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселился (упр-ие «Улыбка» показываем зубы)
Улыбался (упр-ие «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Превратил снежки в комки (сильно надуть щёки)
Друг на друга положил (надуваем щеки поочередно)
Получился снеговик.
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (мигаем левым глазом)
И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)
«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо-влево)
«Зима»
Утром заинька проснулся,
Потянулся (язык тянуть вверх,
улыбнулся («Улыбка»)
Про зарядку не забыл, («Качели»)
Окна широко открыл. (открыть рот)
Посмотрел он за окно
На земле белым-бело
Вьюга воет и метёт (языком по губам водить)
Ёлкам песенки поёт. (на выдохе У-У-У)
Зайка чашечку достал («Чашечка»)
Чай с вареньем выпивал. («Вкусное варенье»)
И во двор собрался быстро
Всё лопаткой чистил чисто. («Лопаточка»)
А потом он шёл гулять,
Всех животных навещать.
Там в берлоге много храпу,
Мишка спит, сосёт он лапу. (втягивать и отпускать щёки)
Дятел по стволу стучит, («Дятел»)
А в дупле бельчонок спит. («Лопаточка»)
Навестил своих друзей
И домой бежит скорей.
Лексическая тема : «Космос»
1. Развитие общей моторики
Вот выходит на парад
Наш космический отряд.
Руки – в стороны, к плечам,
Дружно мы покажем вам!
Руки за голову, и, вот,
Наклоняемся вперёд!
Приседаем и встаём,
И ничуть не устаём!
Раз – прыжок, два – прыжок,
Ноги ставим на носок.
О опять шагаем, руки поднимаем. Маршируют, идя по кругу.
Стоя на месте, выполняют движения.
Руки - за голову, выполняют наклон вперёд.
Руки на поясе, приседают – встают.
Руки на поясе, поворачивают головой
Руки на поясе, прыгают на правой ноге, затем – на левой ноге.
Руки на поясе, встают на носочки.
Маршируют, идя по кругу.
2. Развитие мелкой моторики
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем - сама не знает! Между ладонями катают маленький шарик (можно использовать грецкий орех, одновременно проговаривая двустишие.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для языка «Ракета»
«Космонавт светит фонариком»
Упражнение для языка и нижней челюсти
«Люк открыть - закрыть» Рот широко открыт, показать «острый» язык, удержать под счёт от 1 до 10.
Улыбнуться, водить острым языком
Присосать широкий язык к нёбу – «грибочек», открыть – закрыть рот, повторить 5 раз.
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
Разделить слова на части (слоги, хлопая в ладоши: «Лу-на, Зем-ля, звёз-ды, ра-ке-та, ко-ме-та, кос-мос, кос-мо-навт».
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1) Игра «Один – много». Звезда – звёзды, космонавт – космонавты, ракета – ракеты,скафандр – скафандры.
2) Сосчитайте до 5: «Одна ракета, две ракеты, три … четыре …пять6. 6.
6. Развитие связной речи
Беседа «День космонавтики». Рассказать детям о значении покорения космоса, его героях – космонавтах. Чтение литературных текстов, отгадывание загадок, объяснение пословиц по лексической теме.
Тема «Семья»
1. Развитие мелкой моторики
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.
Папа, мама, брат и я –
Вместе дружная семья.
Раз, два, три, четыре,
Все живем в одной квартире.
Правой рукой загибают по одному пальчику на левой ладошке.
Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.
Левой рукой загибают по одному пальчику на правой ладошке.
Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.
2. Мимические упражнения
Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).
Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
«Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек
9, Психогимнастика.
Изобразить маму собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж.
Показать: мама, папа, бабушка, дедушка и сестра выполняют какую-либо домашнюю работу.
6. Упражнения для языка
Мама испекла блинчики.
Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).
Мама испекла пирожки с разной начинкой.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».
Дразнилки.
Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
Маятник настенных часов.
Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.
Малыш сосет соску.
Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»
Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».
8. Речевая зарядка
Ну давай моя бабуля,
Мы с тобою порисуем.
Я рисую зайчиков,
Ты рисуй трамвайчики.
Речевая пятиминутка по теме «Обувь»
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка»
«Трубочка»
«Качели»
«Лопатка»
«Часики»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
3. Развитие мелкой моторики
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
4. Речевая зарядка
Растерялся сапожок,
Оторвался ремешок,
Зацепился по дороге
За упрямый корешок.
5. Координация речи с движением
Вот ботинки для Маринки,
Не ботинки, а картинки.
Чтобы в них гулять ходить,
Бегать прыгать и шалить.
По два раза ритмично топают каждой ногой.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
Ходьба по кругу друг за другом.
Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Одежда»
1. Артикуляционная гимнастика
Иголочка. Вытянуть острый язык как можно дальше и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти»).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положение широкого и узкого языка. Положить широкий язык на нижнюю губу (круглый воротничок). Вытянуть острый язык—воротничок с острыми краями.
Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д» (шьем на электрической машинке, «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка. Кончик языка иголочкой ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
2. Упражнения для губ
Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой трубочкой (маленькая пуговка).
3. Мимические упражнения
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь нечаянно порвав одежду.
4. Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Шитье одежды»
Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю». Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот, произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
5. Развитие мелкой моторики
В понедельник я кроила,
А во вторник - платье шила.
В среду - фартук вышивала,
А в четверг - белье стирала:
Все свои платочки.
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу.
Отдыхала от работы.
6. Речевая зарядка
У Романа, у Ромашки
С карманами рубашка.
Бабушка шила Ромашке рубашку.
Маша варежку надела.
--Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла
--Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь—и найдешь.
--Здравствуй, пальчик,
Как живешь?
7. Координация речи с движением
Это платье для Наташки –
Красные горошки.
А на платье два кармашка,
Спрячем в них ладошки.
Четыре ритмичных поворота влево-вправо, руки на поясе.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
«Рисуют» на животике два кармашка.
Прикладывают обе ладошки к животику.
8. Психогимнастика (Оживление предметов)
новая шуба, потерянная варежка, брошенная на пол рубашка…
9. Стихи
Ляпы- тяпы Три Катюшки
По дороге в Тяпы-Ляпы В деревушке три Катюшки
Шли гуськом четыре шляпы. Взяли в руки три катушки,
Шляпу старую с пером Шуре сшили сарафан,
Звали дедушкой Петром. Сшили дедушке кафтан
Шляпу с кисточкою синей Сшили бабушке жакет,
Звали бабушкой Аксиньей. Сшили дедушке жилет.
Шляпу с красной ленточкой А девчонкам и мальчишкам--
Звали внучкой Леночкой. Всем Андрюшкам и Наташкам-
Ну а шляпу с козырьком Сшили яркие штанишки,
Звали внуком Игорьком. Сшили пестрые рубашки.
Тяпы-Ляпы—это дача. А. Стройло
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошумел,
В огороде уйма дел.
И спешат четыре шляпы
Лук полоть, картошку тяпать.
Вот пришли, передохнули,
Разом тяпками взмахнули.
Вскоре каждая из шляп
Стала тяпать: тяп-тяп-тяп!
Речевая пятиминутка по лексической теме :
«Продукты питания»
1. Артикуляционная гимнастика
1. Упражнение на дыхание «Каша кипит». И. п. : сидя на стуле, одна рука – на животе, другая – на спине. Втягиваем живот и набираем воздух в легкие, опускаем грудь и выдыхаем воздух, произнося звук «ф-ф-ф-ф».
2. Упражнения для мышц шеи «Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков о, у.
3. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
«Жуем твердую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
4. Упражнения для губ и щек
«Кофейник и чайник». Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
«Горячий чай». Надувать обе щеки одновременно. Затем—сдуть обе щеки.
5. Упражнение для языка.
«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Подержать в таком положении на счет до 5-6.
«Рулет». Рот открыт, губы в улыбке. Приподнять узкий язычок посередине. Подержать в таком положении на счет до 5-6.
«Пирожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «чашечку».
«Рожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
«Делаем отбивные». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д».
«Включили электромясорубку». губы в улыбке, чистый пальчик—под язычок, произносить: др-р-р-р.
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Раз, два, три, Горшочек, вари!
Каша варится. "Ш-Ш-Ш"
Огонь прибавляют. "Ш-Ш-Ш" (в убыстренном темпе).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
3. Развитие мелкой моторики
Мы для милого Ванюшки
Испекли бы три ватрушки.
Только нет у нас пока
Не дрожжей, не молока,
Не яиц, не соли,
Нет муки и нет песка.
Мышка зернышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку — с капустой,
Мышонку — с картошкой,
Мышонку — с морковкой,
Мышонку — с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
Раз,
(кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно.
Начиная со слов «Только нет у нас пока…» поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.)
Речевая зарядка
Суп сварили из фасоли.
Положить забыли соли.
Несоленый суп с фасолью
Мы потом солили солью.
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
6. Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.
Чья «чашечка» глубже?
Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе.
Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника.
Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Пьем коктейль через трубочку.
(Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)
Дуем на горячий чай.
Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох).
Пластический этюд
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Пельмени
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье —
Вылеплю я сто пельменей
Лексическая тема «Рыбы»
1. Пальчиковая гимнастика «Рыбы»
Десять рыб поймали мы –
В речке плавали они.
Лещ, плотва, налим, карась,
Окунь, щука, сом, ерш, язь,
А десятый угорь был,
Он сорвался и уплыл.
2. Речевая зарядка
Сом на дне ночует в яме,
Шевелит во сне усами,
А река бежит с высот,
В яму соне корм несет
3. Дыхательная гимнастика. После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой.
Тема «Человек»
1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.
— Братец, принеси дрова
— Заболела голова!
— Средний, ты наколешь дров?
— Я сегодня не здоров!
— Ну, а ты натопишь печку?
— Ох, болит мое сердечко!
— Ты, меньшой, свари обед!
— У меня силенок нет!
— Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
— Мы уже здоровы!
Ну-ка, братцы,
За работу!
Покажи свою охоту!
Тебе, большой, дрова рубить.
Тебе, указательный, печку топить.
Среднему — воду носить.
Безымянному — кашу варить.
Ты, мизинчик-малышок,
Вымой глиняный горшок.
2. Мимические упражнения
Выражение эмоционального состояния (настроения) : доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно. Мама не пустила гулять — расстроены, пришел друг в гости — радостны.
Показать, как вы рассердились на щенка, который стащил папины тапочки. Простили его — у вас доброе выражение лица.
Изобразить человека, изнемогающего от жажды и голода.
Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный взгляд.
Закрывать по очереди глаза:
«Спи, глазок, спи, другой.
Засыпай, правый глаз.
Засыпай, левый глаз.
Просыпайтесь сразу, оба глаза!»
3. Упражнения для мышц шеи
Огорченная мама.
«Может, в доме был потоп? Может, к нам приходил бегемот?» Прижать ладони к ушам и наклонять голову в разные стороны, преодолевая сопротивление рук и произнося «Ай-ай-ай!»
4, Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Жуем ириски. Жевательная резинка.
Имитация жевания.
5. Упражнения для щек и губ
Малыш сосет соску.
Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.
6. Упражнения для языка
Толстячки — худышки.
Попеременно надувать и втягивать щеки.
Надуваем шар или мыльный пузырь.
Вытягивать губы узкой воронкой.
Веселый, Буратино.
Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.
Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.
Пробуем вкусное варенье.
Кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка) облизать губы, делая движение по кругу.
Чистим зубы.
Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
Открыть ют, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Язык отдыхает на кровати.
Рот широко открыт. Язык лежит а дне ротовой полости.
7. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции
Плач ребенка.
Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).
Мама качает малыша.
Произносить: «А-а-а-а-а».
Эхо.
Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)
Малыш учится говорить.
Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»
9. Психогимнастика. Пластические этюды
Осторожные дети.
Показать, какими осторожными вы бываете в лесу, боясь напугать лесных обитателей.
Вдруг услышали медвежьи шаги, испугались. Оказалось — это зайчик пробежал. Показать: вы смелые, бесстрашные, никого не боитесь.
Вы долго ходили по лесу, устали, замучились, проголодались. Поели земляники — стали бодрыми, радостными.
Образные перевоплощения
Изобразить человека, который несет тяжелый груз.
Показать: великан ходит среди лилипутов, лилипут среди великанов.
Изобразить охоту первобытных людей на мамонта.