Наталья Агеева
Речевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение речью – важный этап в жизни ребё нка: речь необходима для общения с взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы. Развитие речи включает разные компоненты: становление звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматического и лексического строя речи, развитие общеречевых навыков и связной речи. В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении со взрослыми дома.
Публикация «Речевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, мышление, воображение. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которой впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря,
знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать интерес к играм, создать состояние увлечённости, умственного напряжения. Благодаря игре процесс
обучения проходит в доступной форме.
В своей работе особое внимание уделяю словесным играм. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения, и их можно применять для развития разных сторон речи. Например, предлагаю поиграть в словесные игры, направленные на развитие словарного запаса «Подбери название», где ребё нку необходимо подобрать названия предметов к каждому словосочетанию: Что можно стирать? (футболку, юбку, носки и т. д.). Что можно жарить? Что можно пить? Что можно гладить? Что можно варить? Что можно резать? Что можно бросать?
Следующая игра: «Закончи фразу». Цель данной игры – каждый раз подбирать новые слова, например:
Каждый знает, что жёлтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает.. .
Каждый знает, что новым бывает…
Каждый знает, что лёгким бывает…
Каждый знает, что круглым бывает…
Цель игры «Дополни фразу» – быстро подбирать нужные слова, считать количество подобранных слов, загибая пальцы:
Я знаю 5 молочных продуктов…
Я знаю 5 лиственных деревьев…
Я знаю 5 крупных птиц…
Я знаю 5 головных уборов….
Я знаю 5 музыкальных инструментов…
Игра «Где, кто живёт», цель: назвать как можно больше животных, которые живут в указанных местах:
Нора гнездо скворечник квартира
Сарай трава дупло клетка
Море пруд река земля
Например: в траве живут: кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчёлы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, сверчки, муравьи.
Цель игры «Придумай действия» – придумать 3-4 действия, характерных для обоих
объектов: кошка, девочка миксер, бетономешалка
самолёт, птица пчела, папа
солнце, костёр пылесос, слон
Например: трактор, строитель: тянет, тащит, шумит, двигает, разворачивается.
Цель игры «Побери слова» – придумать 5 предметов одного и того же цвета.
Например: радуга – картина, ковёр, набор, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.
Игра «Пара к паре», цель: учить быстро подбирать слова, которые по смыслу
подходят к названному слову взрослого.
Например:
Взрослый – ребёнок
Яблоко – фрукт
Машина – мотор
Ромашка – клумба
Лейка – вода
Лодка – парус.
К речевым играм, направленным на развитие речевого внимания, относятся игры : «Исправь ошибки», «Правильно - неправильно», «Внимательный малыш».
В игре «Исправь ошибки» ребенку предлагаются следующие утверждения:
Капусту выкапывают из земли;
Морковь не едят сырой;
Когда люди режут свёклу, то всегда плачут;
Картошку можно жарить;
У редиски большая косточка;
Огурец – сочный фрукт;
Кабачок – самый маленький овощ;
Пугало нужно, чтобы на огороде привлекать бабочек.
В игре «Правильно - неправильно» нужно объяснить, могут ли происходить в жизни перечисленные события : свинья летает; рыба бежит к морю; петух кукарекает; муравей тащит бревно; носорог залез в нору; соловей ловит медведя; мама младше дочки; в холодильнике жарятся котлеты; у кукушки вывелись котята; мальчики играют в баскетбол и так далее.
В игре «Внимательный малыш» нужно послушать пары слов и назвать предметы, указанные свойства которых не постоянны:
Сладкое мороженое Белая ромашка Солёная селёдка
Сладкая конфета Белый снег Солёный огурец
Сладкий виноград Белый халат Солёные грибы
Речевые игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
1. Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое:
Муравей. Муха. Шкаф.
Птица. Ванна. Пуговица.
Слон. Бассейн. Жук.
Бегемот. Пчела. Конфета.
Булавка. Монета. Дверь.
Капля. Кухня. Таракан.
Гусеница. Иголка. Море.
2. Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого
маленького к самому большому:
Слон – волк – жук – кот
Океан – пруд – море – лужа
Кит – дельфин – щука – ёрш
Вишня – слива – ананас – арбуз
Утка – лебедь – ворона – воробей
3. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть:
Картошка – ложка – окрошка
Апельсин – блин – мандарин
Конфета – котлета – ракета
Банан – диван – барабан
Мёд – компот – плот
Пироги – сапоги – утюги
Виноград – мармелад – фотоаппарат
Предлагаемые игры помогут сформировать у ребёнка фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, развить мыслительные операции и связную речь, что благотворно отразится на его общении со сверстниками и обучении в школе.