МААМ-картинки

Речевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

Наталья Агеева
Речевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение речью – важный этап в жизни ребё нка: речь необходима для общения с взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы. Развитие речи включает разные компоненты: становление звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматического и лексического строя речи, развитие общеречевых навыков и связной речи. В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении со взрослыми дома.

Публикация «Речевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, мышление, воображение. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которой впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря,

знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать интерес к играм, создать состояние увлечённости, умственного напряжения. Благодаря игре процесс

обучения проходит в доступной форме.

В своей работе особое внимание уделяю словесным играм. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения, и их можно применять для развития разных сторон речи. Например, предлагаю поиграть в словесные игры, направленные на развитие словарного запаса «Подбери название», где ребё нку необходимо подобрать названия предметов к каждому словосочетанию: Что можно стирать? (футболку, юбку, носки и т. д.). Что можно жарить? Что можно пить? Что можно гладить? Что можно варить? Что можно резать? Что можно бросать?

Следующая игра: «Закончи фразу». Цель данной игры – каждый раз подбирать новые слова, например:

Каждый знает, что жёлтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает.. .

Каждый знает, что новым бывает…

Каждый знает, что лёгким бывает…

Каждый знает, что круглым бывает…

Цель игры «Дополни фразу» – быстро подбирать нужные слова, считать количество подобранных слов, загибая пальцы:

Я знаю 5 молочных продуктов…

Я знаю 5 лиственных деревьев…

Я знаю 5 крупных птиц…

Я знаю 5 головных уборов….

Я знаю 5 музыкальных инструментов…

Игра «Где, кто живёт», цель: назвать как можно больше животных, которые живут в указанных местах:

Нора гнездо скворечник квартира

Сарай трава дупло клетка

Море пруд река земля

Например: в траве живут: кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчёлы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, сверчки, муравьи.

Цель игры «Придумай действия» – придумать 3-4 действия, характерных для обоих

объектов: кошка, девочка миксер, бетономешалка

самолёт, птица пчела, папа

солнце, костёр пылесос, слон

Например: трактор, строитель: тянет, тащит, шумит, двигает, разворачивается.

Цель игры «Побери слова» – придумать 5 предметов одного и того же цвета.

Например: радуга – картина, ковёр, набор, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.

Игра «Пара к паре», цель: учить быстро подбирать слова, которые по смыслу

подходят к названному слову взрослого.

Например:

Взрослый – ребёнок

Яблоко – фрукт

Машина – мотор

Ромашка – клумба

Лейка – вода

Лодка – парус.

К речевым играм, направленным на развитие речевого внимания, относятся игры : «Исправь ошибки», «Правильно - неправильно», «Внимательный малыш».

В игре «Исправь ошибки» ребенку предлагаются следующие утверждения:

Капусту выкапывают из земли;

Морковь не едят сырой;

Когда люди режут свёклу, то всегда плачут;

Картошку можно жарить;

У редиски большая косточка;

Огурец – сочный фрукт;

Кабачок – самый маленький овощ;

Пугало нужно, чтобы на огороде привлекать бабочек.

В игре «Правильно - неправильно» нужно объяснить, могут ли происходить в жизни перечисленные события : свинья летает; рыба бежит к морю; петух кукарекает; муравей тащит бревно; носорог залез в нору; соловей ловит медведя; мама младше дочки; в холодильнике жарятся котлеты; у кукушки вывелись котята; мальчики играют в баскетбол и так далее.

В игре «Внимательный малыш» нужно послушать пары слов и назвать предметы, указанные свойства которых не постоянны:

Сладкое мороженое Белая ромашка Солёная селёдка

Сладкая конфета Белый снег Солёный огурец

Сладкий виноград Белый халат Солёные грибы

Речевые игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

1. Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое:

Муравей. Муха. Шкаф.

Птица. Ванна. Пуговица.

Слон. Бассейн. Жук.

Бегемот. Пчела. Конфета.

Булавка. Монета. Дверь.

Капля. Кухня. Таракан.

Гусеница. Иголка. Море.

2. Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого

маленького к самому большому:

Слон – волк – жук – кот

Океан – пруд – море – лужа

Кит – дельфин – щука – ёрш

Вишня – слива – ананас – арбуз

Утка – лебедь – ворона – воробей

3. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть:

Картошка – ложка – окрошка

Апельсин – блин – мандарин

Конфета – котлета – ракета

Банан – диван – барабан

Мёд – компот – плот

Пироги – сапоги – утюги

Виноград – мармелад – фотоаппарат

Предлагаемые игры помогут сформировать у ребёнка фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, развить мыслительные операции и связную речь, что благотворно отразится на его общении со сверстниками и обучении в школе.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 11 октября 2024 в 14:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Агеева (УИ 212405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД