ольга григорьева
Речевые игры как средство формирования лексико-грамматического строя речи у старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевые игры как средство формирования лексико-грамматического строя речи у старшего дошкольного возраста»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.
Публикация «Речевые игры как средство формирования лексико-грамматического строя речи у старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.
Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
2. слайд
Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Для того, чтобы речь дошкольника соответствовала его возрасту, необходим целый ряд факторов, влияющих на его речевое развитие. Таким фактором, несомненно, является наличие у ребенка врожденного языкового чутья. Однако, чтобы речевое развитие ребенка соответствовало возрастной норме, одного чувства языка недостаточно. К тому же, врожденное языковое чутье у ребенка может быть нарушено или отсутствовать вовсе. Такое возможно, если ребенок воспитывается в смешанном браке, где один из родителей является носителем другого языка и другой языковой культуры.
Рассмотрим развитие лексико- грамматического строя речи и методы работы по развитию лексики и грамматики у старших дошкольников.
3 слайд
Лексика- это словарь детей. Словарь бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь- ребенок называет предмет, но в речи его название не употребляет.
Активный словарь- ребенок называет предмет и его название употребляет в повседневной речи.
Обследование словаря выпускника детского сада показывает, что пассивный словарь преобладает над активным.
В словаре детей преобладают в основном существительные, глаголы. Очень мало прилагательных.
4 слайд
Таблица результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» за 2016-2017 учебный год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
Речевое развитие
Начало 2016-2017 учебного года (старшая группа)
Н – 40%
С–60%
В – 0%
Конец 2016-2017 учебного года (старшая группа)
Н – 10 %
С – 55%
В – 45%
5 слайд
6 слайд
Большое влияние на формирование грамматической стороны речи ребенка имеет правильно организованная речевая среда, в которой он находится. И, в первую очередь, это форма общения с ним окружающих взрослых, ведь именно взрослые дают ребенку образец правильной литературной речи. Педагог ДОУ должен сам владеть грамотной речью и уметь в случае необходимости профессионально и тактично дать рекомендации близким ребенку взрослым, если их форма общения с ребенком не способствует его речевому развитию (излишнее «сюсюканье» или общение, не соответствующее возрастным возможностям ребенка).
При проведении грамматической работы имеет значение и стиль общения педагога с детьми: неуместны ирония или насмешки над грамматическими ошибками, допущенными детьми, надуманные репродуктивные ответы (например, просьба взрослого всем детям повторить правильное высказывание, подчеркнутые исправления ошибок. Более естественным способом коррекции грамматических ошибок является прием, когда взрослый в свою речь включает нормативную форму высказывания, давая тем самым опосредованно образец правильной речи.
7 слайд
Цель: формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность.
Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
1. изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста;
2. проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
3. определить роль педагогов и родителей в процессе обучения;
4. сделать сравнительный анализ результатов исследования.
8 слайд
Формирование лексико-грамматически правильной речи.
Методы. Приемы.
Дидактические игры. Создание проблемной ситуации.
Словесные упражнения. Показ нужной формы, исправление ошибки.
Рассматривание картин. Вопросы подсказочного и оценочного характера.
Пересказ коротких рассказов и сказок. Напоминание о том, как сказать правильно.
9 слайд
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.
10 слайд
1. Словарный запас.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Формирование словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Основная цель - ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Эту роль выполняют занятия -демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия, где широко используются игровые приемы: сюрпризность появления предметов, игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: «чудесный мешочек», посылка, домик, где живут игрушки, телевизор, в котором разыгрывается действие, и т. п. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми.
В словарь вводятся слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.). Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. п.).
Старших дошкольников обучают также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.).
11 слайд
«Назови одним словом». Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Игра «Классификация предметов по картинкам»
Игра «Найди лишний предмет»(важно, чтобы ребенок объяснил свой ответ
Игра «Назови лишнее слово»
- «лишнее» слово среди слов- предметов : кукла, песок, юла, машинка
- «лишнее» слово среди слов-признаков : грустный, печальный, унылый, зеленый
- «лишнее» слово среди слов- действий : думать, ехать, размышлять, соображать
Игра «Объясни, чем отличается предмет»
- чашка и стакан, кофта и свитер
- яблоко и груша, самолет и птица
12 слайд
2. Формирование фразы (словообразование)
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель — учительница) или (ехал — уехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
Игра «Подбери как можно больше слов-действий или слов-признаков к слову-предмету»
Например: Собака (что делает) – кусает, гавкает, садится, играет, бегает, прыгает, несется, крадется….
Собака (какая) – красивая, шустрая, злая, лохматая, игривая…
Игра «Подбери как можно больше слов-предметов к словам-признакам»
Например: продавать (что? кому? за сколько? когда)
Зимнее (что)- дерево, утро, путешествие, солнце, дыхание…
Зимний (что)- спорт, мороз, лес, день, праздник, снегопад, ветер, парк….
Зимняя (что)- вьюга, прогулка, дорога, сказка, поляна, ночь, поземка, метель
13 слайд
3. Включение фразы в связную речь
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны.
Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т. п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.
Игра «Составление описательных рассказов по схеме» (мнемотаблицы, куб сказок)
Игра «Составь, придумай загадку»
Например: движется по дороге, плавает по воде, летает по воздуху, возит людей, грузы (транспорт, машина).
В нашей группе один из видов занятий - это пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи : ребенок не просто говорит - он диктует свой рассказ, а воспитатель записывает. Такой прием замедления темпа речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления.
Большой удельный вес на занятиях занимает решение проблем речевых задач, с помощью которых дети учатся творчески применять свои знания и представления (как пример может быть представлена игра «Узнай, кто это», воспитатель, а затем сами дети изображают движения, характерные для той или иной профессии, рода занятий: бег, прыжки, катание на лыжах, игру на музыкальных инструментах и т. п.).
При отгадывании складывается ситуация, требующая, чтобы ребенок самостоятельно образовывал слова, поскольку не все названия ему известны. Руководя игрой, воспитатель поощряет поиск, хвалит, если слово образовано правильно, или подсказывает если кто-то испытывает затруднения. (Катается на лыжах - горнолыжник и т. п.) Поощрением является и игровое правило: загадывает новую загадку тот, кто правильно отгадал предыдущую.
14 слайд
Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
(на стадии Формирование фразы (словообразование)
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.
В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
15 слайд
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами).
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!
НО! Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак., уметь согласовывать слова в предложении
16 слайд
Синквейн, придуманные детьми:
Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка
1. Новый год.
2. Радостный, чудесный.
3. Приближается, веселит, удивляет.
4. Я люблю получать подарки.
5. Волшебство.
17 слайд
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Слайд 18
Предлагаю вам составить на этапе рефлексии нашей совместной деятельности синквейн (или любое слово, например СНЕГОВИК).
Слайд 19
Снеговик.
Большой, смешной.
Стоит, тает, падает.
Мне нравится лепить снеговика.
Зима.
Слайд 20
Спасибо за внимание, творческих успехов Вам
Таким образом, в результате проведенной нами (воспитателями) работы мы отметили, что произошло повышение уровня изменения состояния лексико-грамматического строя речи.
Результативность работы была продемонстрирована при анализе нашей деятельности.
Данные анализа говорят о том, что уровень развития лексико-грамматического строя повысился. Состояние словаря и состояние грамматического строя речи детей по сравнению с констатирующим этапом улучшилось. Это свидетельствует о том, что состояние лексико-грамматического строя речи улучшилось. В целом, результаты работы отразили достаточно высокий уровень изменения состояния лексико-грамматического строя речи детей после применения нами игровых средств.