Анна Антошкина
Речевой досуг «Забавы Зимушки-зимы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Интегрированные задачи:
образовательные:
закрепление и обогащение знаний детей о зимних сезонных явлениях в жизни природы и человека.
закрепление тематического словаря
развивающие:
совершенствование связной речи;
развитие воображения, умения анализировать, сравнивать;
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние забавы и игры
- Зимние праздники
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
тренировка общей и мелкой моторики, координации движений, пространственной ориентации;
воспитательные:
развитие стремления помогать друг другу, умения взаимодействовать, работать в команде;
формирование у детей позитивного отношения к наступлению зимнего сезона.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Ожидаемый результат: дети знают о зимних сезонных явлениях в жизни природы и человека.
Предварительная работа: изучение лексической темы «Зима» «По дороге к азбуке» часть 1, наблюдения во время прогулок.
Словарь: зимующие птицы, звери, одежда, обувь, головные уборы, спорт.
Материал: костюм Зимы, веер, аудиозапись песни «Три белых коня» и вальса, веревки «для катания на тройке», «волшебный холодильник», платок, листы А5 двух цветов по 10-20 штук (снежки, два подноса, две корзины, парные картинки (осенний и зимний варианты) : дерево, заяц, белка, речка; зимнее окно с морозными узорами, конверт с картинками «Спортивный инвентарь», лыжня, елочки, парные иллюстрации со сказками, мел, две доски, две повязки для глаз, шкатулка, поздравительные открытки.
Методические приемы:
1. Организационный момент.
2. Игра «Катание на тройках»
3. Беседа о зиме.
4. Игра «Волшебный холодильник».
5. Беседа о помощи животному миру и подготовке людей к зиме.
6. Пантомима «Зимние сборы на улицу».
7. Дидактическое упражнение «Выбери спортивный инвентарь, подходящий для зимы».
8. Физминутка «Катание на лыжах».
9. Дидактическое упражнение «Найди зимние сказки».
10. Рассказывание стихов и исполнение песен о зиме.
11. Физминутка «Катание на коньках».
12. Игра в снежки.
13. Рисование снеговиков.
14. Дидактическое упражнение «Выбери зимние праздники».
15. Рефлексия.
Ход.
Воспитатель занимается с детьми в группе. Вдруг в раздевалке громко хлопает дверь. Воспитатель вздрагивает и обращается к детям:
- Вы слышали, как хлопнула дверь? Пойду посмотрю, кто это там пришел.
Выходит за дверь и быстро надевает на себя зимний костюм, в котором возвращается к детям, весело декламируя стихотворение.
Удивляйся, детвора,
На девицу глядя!
Что за гостья к вам пришла
В праздничном наряде?
Я пришла с подарками:
Снежками и коньками,
Лыжами и санками,
Морозными деньками!
Землю свадебным покровом
Я укутала сама.
А теперь скажите хором,
Как зовут меня?
- Ай да молодцы! Как вы догадались, что я зима, а не какое-то другое время года?
Дети перечисляют зимние атрибуты в костюме зимы.
- Мне больше нравится, когда меня называют не просто Зима, а Зимушка-зима. Так звучит ласковее и еще веселее, потому что я просто обожаю веселье.
Зима – это праздник,
Утех хоровод.
Горячие кони
Нас ждут у ворот!
- А давайте покатаемся на конях.
Для катания на тройках дети распределяются по парам или тройкам. Каждой паре (тройке) воспитатель раздает по веревочке. Стоящий впереди ребенок прикладывает к поясу середину веревочки, а стоящий сзади берет руки оба конца веревочки. Звучит песня «Три белых коня» 1 куплет и припев. Дети бегут по кругу, высоко поднимая в коленях ноги. Зима устало усаживается, обмахиваясь веером, рядом с «волшебным холодильником» и предлагает детям тоже отдохнуть.
- Уф! Накаталась так, что устала. Рассаживайтесь вокруг меня, поговорим.
- Это о каких же это белых конях пелось в песне? Повторите их названия по порядку.
- Какое время года предшествовало зиме?
- Чем поздняя осень отличается от ранней зимы?
- Какая погода бывает зимой?
- Вы как думаете, какой характер бывает у зимы? Когда меня можно назвать злющей зимищей, а когда ласковой зимушкой?
- Какие еще изменения наступают зимой в природе, в жизни зверей и птиц?
- Как готовятся звери и птицы к приходу зимы?
- Чем питаются звери и птицы зимой?
- Хотите, открою вам секрет, как я забочусь о природе и братьях наших меньших? Мне в этом помогают волшебный веер и волшебный холодильник.
Игра «Волшебный холодильник».
Воспитатель приглашает детей подойти к своему помощнику («волшебному холодильнику»).
«Волшебный холодильник» накрыт платком. Зима с веером в руках подходит к нему и снимает платок, после чего дает детям возможность полюбоваться расписной коробкой.
Волшебные превращения осуществляются в такой последовательности: сначала зима берет в руки картинку, затем опускает в прорезь коробки, накрывает платком и машет веером, сопровождая пассы словами: «Один, два, три – чудо сотвори!» при желании дети тоже могут произносить хором волшебные слова. После этого зима убирает платок и извлекает из-за задней стенки коробки парную ей картинку
Аналогичная процедура совершается с остальными картинками и сопровождается объяснением заботливости зимы.
- Посмотрите, как я совершаю волшебные превращения.
Воспитатель показывает картинку с изображением дерева с облетевшими листьями.
- Взгляните на это бедненькое голенькое деревце. Погода стала холодная, и деревце мерзнет. Его надо срочно укутать.
Опускает картинку в прорезь коробки и совершает волшебные пассы, затем демонстрирует детям парную картинку.
- Вот теперь деревцу тепло и оно может спокойно спать до самой весны.
И т. д. с другими картинками (белка, заяц, речка, последняя из которых – окно.
- Какая часть окна показывает вам, что началась зима?
- Стекло.
- А теперь взгляните на это стекло. Оно такое большое, что за ночь мой друг мороз успел много чего нарисовать на стекле. Только вот я не пойму, кто здесь нарисован. Может, вы мне поможете?
Дети называют и показывают распознанных среди узоров животных.
- Интересно, почему именно этих зверей, а не каких-нибудь там слонов и обезьян, нарисовал мороз?
- Потому, что эти звери живут в наших лесах.
- Вы уже поняли, что я не забываю позаботиться о природе, зверюшках и птичках. Но я всегда бываю рада, когда мне в этом помогают люди. А вы знаете, чем могут помочь люди зверям и птицам зимой?
- Человек должен позаботиться не только о природе, но и о себе самом. Расскажите мне, как люди готовятся к приходу зимы.
- Заготовляют дрова для печи, включают отопление, утепляют свои дома и окна, приобретают теплую одежду и обувь.
- О чем должен помнить каждый человек, когда он одевается на улицу?
- О том, что надо тепло одеться.
- Почему надо тепло одеваться?
- Чтобы не замерзнуть и не заболеть.
- Расскажите мне, какую зимнюю одежду, обувь и головные уборы носят люди. Покажите, как вы одеваетесь и обуваетесь.
Пантомима на тему зимних сборов на улицу.
Дети изображают, как они одеваются. Зима спрашивает, какая именно зимняя обувь у каждого ребенка. Затем дети «надевают» на себя воображаемую одежду и головные уборы. Каждый из них уточняет, какая у него одежда и головной убор. Зима предлагает детям помочь друг другу завязать шарф, застегнуть пуговицу, поправить воротник и прочее.
- Все оделись? По-моему, вы все кое о чем забыли, и я легко могу вас всех заморозить, потому что вы забыли надеть…
- Варежки, перчатки, шарфы.
- Быстренько одевайте все, что забыли, потому что мы отправляемся гулять на улицу! Надо только выбрать зимние развлечения себе по душе. И в этом нам поможет мой заветный конвертик.
Зима вынимает из конверта карточки со спортивным инвентарем.
- Посмотрите, какую коллекцию уличных развлечений я собрала. Вы знаете, для каких игр нужны эти приспособления? Все ли это подойдет для зимних игр на улице? Отложите картинки, не подходящие для зимы, и объясните, почему они не подходят.
- Итак, мы отправляемся кататься на коньках, лыжах, играть в хоккей и в снежки.
- Ой, я вижу лыжню. Покатаемся на лыжах? Вставайте друг за другом, обе ноги поставьте на полоски лыжни. И поехали за мной.
Катание на лыжах.
Зима встает на «лыжню» и «едет» по ней, за ней следуют дети. Можно попробовать покататься «паровозиком», т. е. положить руки на плечи или на пояс впереди стоящему товарищу.
Игра с зимними сказками.
Зима раздает детям смешанные парные иллюстрации к зимним сказкам. Детям предлагается найти пару к своей иллюстрации, а потом угадать название зимней сказки. Затем можно исполнить известные детям зимние стихи и песни.
Катание на коньках.
Дети как бы надевают коньки и изображают катание на льду, делают «ласточку», «пистолет», кружатся парами. Включить запись вальса или танго.
Игра в снежки.
Зима подходит к заготовленной стопке листов бумаги А5. Более удобно для определения победителя, если цвет снежков у команд будет отличаться. Детям предлагается смять в руках каждый листок и скатать из него шарик-снежок. Предварительно дети делятся на две команды, каждая из которых делает снежки и укладывает на подносы. Когда снежки заготовлены, зима предлагает посоревноваться. В двух-трех метрах ставятся корзины. Члены каждой команды забрасывают снежки в корзины. Побеждает команда, у которой больше снежков достигло цели.
- Поскольку в группе нет настоящего снега, мы его нарисуем с помощью мелков. Представьте себе, что у каждого из вас в руках мелок. Теперь пусть каждый из вас нарисует своего снеговика. Сначала мы рисуем большой снежный ком. На этом коме рисуем ком поменьше – это туловище. К туловищу приделываем два небольших комочка – это руки. Сверху к туловищу прикрепляем ком поменьше среднего – это голова. Рисуем глаза, брови, рот, вставляем вместо носа морковку. На голову надеваем ведро. А в руки вставляем метлу.
Зима любуется полученными результатами.
- А теперь попробуйте нарисовать снеговика на доске.
Рисование снеговиков на доске.
Зима приглашает детей пройти к доске. Доска разделена на две части. Рядом две повязки для глаз.
Дети распределяются на две команды. В каждой команде выбирают, кто будет рисовать нижний ком, туловище, голову, ведро.
В конце дети уже без повязок дорисовывают своим снеговикам глаза, рот, нос и метлу.
- Вот так снеговики у нас получились! Ну, прямо хоть на Новогоднюю открытку их помещай! Кстати, об открытках.
- У меня есть шкатулка (зима берет в руки шкатулку и извлекает из нее открытки) с коллекцией поздравительных открыток. Помогите мне разобраться, какие праздники здесь изображены? Какие из этих праздников зимние?
Дети называют праздники. Выбирают из них зимние. Тут же уточняется, у кого День рождения зимой и что можно пожелать именинникам. Все зимние открытки и с днем рождения зима выставляет на обозрение, остальные убирает обратно в шкатулку.
- Ребята, вы хорошо повеселились вместе со мной?
- Вот и подошло время мне с вами прощаться. Но я еще буду с вами три долгих месяца. Если вы не забудете, как здорово можно развлекаться зимой, то это время года будет для вас радостным и любимым. А еще смотрите, не пропустите ни одного зимнего праздника. И повеселитесь от души! Эти открытки напомнят вам обо мне и обо всех зимних праздниках. Мне пора замораживать лужицы и горки. А вы заморозьте свои окна. До свидания!
Зима вручает детям коробочку со снежинками и просит их наклеить на окна, машет на прощание веером и удаляется за дверь. Звучит песня «Три белых коня».