Елена Чугаева
Речевое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое воспитание детей дошкольного возраста
Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи:
• воспитание звуковой культуры речи;
• обогащение и активизация словаря;
• формирование грамматического строя речи;
• обучение связной речи.
Публикация «Речевое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются методы обучения.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Формирование связной речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.
В дошкольном возрасте развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и творческой деятельности, в повседневной жизни.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Вечно занятые родители в наше время очень часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Как показывает опрос детей в большинстве своем, дети дома находятся за компьютером, у телевизора или играют в свои игрушки, т. е. мало времени проводят в обществе взрослых, родители с каждым годом все меньше и меньше стали читать книги детям (сказки, рассказы).
Практика показывает типичные проблемы развития речи дошкольника :
• односложная, состоящая из простых предложений речь;
• бедность речи, недостаточный словарный запас;
• замусоривание речи сленговыми словами4
• бедная диалогическая речь;
• неспособность построить монолог;
• плохая дикция.
Один самых действенных приемов развития речи дошкольников – беседа. Беседа представляет собой заранее подготовленный разговор педагога с группой детей по определенной теме. Беседа является активным методом умственного воспитания, потому что побуждает ребенка воспроизводить наиболее значимые, существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе постепенно формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь. В беседе мы выделяем такие структурные компоненты: начало, основная часть, окончание