Марина Афанасьева
Речевое развлечение «Вечер стихов кубанских поэтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание работы: сценарий речевого развлечения для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, развлечение посвящено творчеству кубанских поэтов. Было проведено в рамках празднования 80-летия со дня образования Краснодарского края. длительность 35 мин.
Цель: знакомство детей с творчеством кубанских поэтов; приобщение к миру поэзии.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Продолжать помогать детям овладевать средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).;
Темочки:
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Кубань
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• учить эмоциональному восприятию поэтического произведения;
• обеспечить усвоение детьми понятия «малая родина».
Коррекционно-развивающие:
• развивать устную речь обогащать их словарный запас;
• совершенствовать художественно-речевые исполнительские умения при чтении стихотворений;
• развивать психические процессы: мышление, внимание, память, способность к самоконтролю;
• корректировать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать положительную мотивацию к учению;
• воспитывать чувство патриотизма, любви к большой и малой родине;
• способствовать эстетическому воспитанию через художественные произведения.
Ход.
Вступительная часть (слайд 1)
Ведущий-логопед: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители! Мы рады видеть Вас в нашем зале на празднике поэтического слова! Сегодняшний вечер мы посвящаем стихам, написанным нашими кубанскими поэтами.
Ребята, наш вечер мне хотелось бы начать строками из стихотворения Вадима Неподобы:
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа.
- О каком «любимом уголке» говорит автор? (О малой родине)
- Как называется наша с вами малая родина? (Слайд 2)
- Наша станица расположена в большом крае. Как называется наш край?
(Краснодарский край, Кубань) слайд 3
Логопед:
- Поэты и художники восхищались красотой природы. Они отражали её в своих стихах и картинах. Мы сейчас с вами станем необыкновенными поэтами, которые рисуют свои стихи не красками и карандашами, а словами.
Никто не умеет так тонко подметить и воспеть красоту земли, как поэты Талантливый поэт умеет тонко подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.
-А теперь давайте послушаем стихи о нашем крае
Слайд 4.
Логопед : поэт Татьяна Дмитриевна Голуб родилась и выросла на Кубани. В шестилетнем возрасте тяжелая болезнь приковала ее к постели, сделала инвалидом 1 группы на всю жизнь. «Но «солнечный зайчик» поэзии осветил мое существование своим теплым лучом, наполнил мою жизнь радостью», - говорила она.
Вышло восемь ее книжек со стихами. Среди них 5 книг для детей и три сборника лирики.
Родной край для Татьяны Дмитриевны - это и родная природа, и близкие люди, а образы, созданные поэтом, понятны и близки детям.
Пора начинать!
Слайд 5
Ребенок читает стих «Главный запах»
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?
Логопед: Все вы знаете народные приметы дождя: «Воробьи в пыли купаются - к дождю». «Вечером небо бледно- желтое - к дождю».
Вот как описывает народную примету поэтесса Татьяна Голуб.
Слайд 6
Ребенок читает стих
Приметы
Будет дождик или нет-
У цветов найдём ответ.
Если утром ноготки
Сжали венчики-цветки,
Значит, дождь пойдет опять-
Нужно зонт с собою взять.
Если же глаза до солнца
Широко раскрыл вьюнок- .
Тут никто не ошибется: ,
Будет солнечный денёк!
Слайд 8
Логопед: На Кубани вырос еще один поэт – Владимир Дмитриевич Нестеренко. Родился он в станице Брюховецкой в 1951 году. Работал учителем русского языка. С 15 лет пишет стихи. Печатается в детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок». На стихи поэта написано более 50 песен. Наш земляк – автор журналов «Мурзилка», «Веселые картинки». Он написал сборники стихов для детей: Веснушка, Летний полдень, Разноцветный помидор, Моя песенка, О чем мечтают зерна, Заветное желание, Ладошка, Раз - загадка, два - отгадка, Подскажи словечко, Окунь выпрыгнул из речки, Наша Родина Кубань.
- Ребята, вспомните, чем вы рисовали в альбомах? (Красками, карандашами)
Слайд 9
Ребенок читает стих (Саша)
Цветная экскурсия.
Это – жёлтая пшеница.
Вот - зелёный тополёк.
Вот – коричневая птица.
Это – красный мотылёк.
Чёрной лентой вьётся тропка.
Голубой бежит ручей.
Вот и всё – в моей коробке
Только шесть карандашей.
- А какой цвет вам нравится больше всего?
- А вот Владимиру Нестеренко больше всего нравится пшеничный цвет. В чем заключена тайна пшеничного цвета?- Пшеничный цвет – это образный цвет. Цвет зерна, цвет хлеба, цвет солнца. И кто родился с таким цветом волос, не просто – рыжий-рыжий (как их в шутку дразнят, а красивый.
Слайд 10
Ребенок читает стих О чём мечтают зёрна?
О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
О дождике проворном,
О солнце и тепле.
Мечтают, чтоб не трогал
Ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много
Хороших ясных дней
О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
Стать колосом отборным
И хлебом на столе.
Слайд 11
Ребенок читает стих
Родина
Это край чудесный
Там, где синь небес
Золотое поле
И зелёный лес
Ручеёк звенящий
И весенний гром
Это - запах хлеба.
Это – отчий дом
Родина - родная,
Наша сторона
Ты на всей планете
Лучшая страна.
Слайд 12
Ребенок читает стих
Бывалый казак.
Дед достал из сундука с козырьком фуражку
Сапоги. Из тайника удалую шашку.
Чуб волнистый причесал.
Взгляд – лихой, горячий.
Приоделся и сказал:
«Я - на сход казачий.»
Слайд 13
Логопед. Мы продолжаем наше знакомство с творчеством кубанских писателей. Еще один из известных Юрий Александрович Рычков.
Родился в городе Новороссийске 13 апреля 1953 года. Новороссийский поэт написал много замечательных стихов для детей. Много загадок написал поэт о красивой и богатой природе Кубани. Особенно полюбились детям загадки о деревьях, овощах, фруктах, грибах.
Логопед загадывает загадки для гостей и участников
Есть красавица на свете, дивный вид её приметен
С белоснежною корою, шелестит она листвою.
Ту кору возьмут на лыко, если дерево велико.
Из ветвей её крестьяне свяжут веники для бани.
А весной надрез глубокий увлажнится чудным соком,
Что закапает, как слезы…Это дерево – Береза
В красной шляпке, в белых пятнах, ядовитый, но опрятный,
У тропы, как светофор, гриб зовется – Мухомор.
***
Эту овощ варят, тушат и сырою можно кушать,
Солят, квасят, маринуют, для борща её шинкуют –
Без неё в кастрюле пусто…Называется – Капуста.
Физминутка
Вы, наверное, устали?- Да!
- И поэтому все встали.
Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая :
- Лучше нет родного края!
Слайд 15
Логопед. Виталий Борисович Бакалдин родился в городе Краснодаре. Первые стихи опубликовал еще, когда учился он в Краснодарском педагогическом институте. Виталий Борисович никогда не забывал о своей первой профессии учителя. Он не только посвящал школьной теме стихи и поэмы, но и в течение многих лет занимался с одаренными ребятами в детской литературной студии. Бакалдин даже в обычных явлениях природы видел что-то необыкновенное.
Он написал сборники стихов для детей: Веснушка, Летний полдень, Разноцветный помидор, Моя песенка, О чем мечтают зерна, Заветное желание, Ладошка, Раз - загадка, два - отгадка, Подскажи словечко, Окунь выпрыгнул из речки, Наша Родина Кубань.
Ребенок читает стих
Смешинка.
Человек шёл, шёл и Смешинку нашёл.
На свете есть Пушинка -
Коварная Смешинка.
Как попадёт пушинка в нос,
Так продирает смех до слёз!
Смешинка там щекочет,
И человек хохочет.
На стихи поэта написано более 50 песен. (Слушанье песни)
Слайд
Логопед. Варвара Петровна Бардадым В. родилась много лет тому назад. Выросла, выучилась и пошла работать в детский садик воспитателем трудилась воспитателем, методистом и заведующей детским садом в Краснодаре. Она была очень наблюдательна, очень любила своих малышей и придумывала для них весёлые истории. А чтобы дети легче их запоминали, она рассказывала их стихами в рифму. Стихи были весёлые, сказочные, а почему сказочные, вы сейчас сами догадаетесь.
Ребенок читает стих
Март
-Ты зачем, подснежник, вышел?
- Пел скворец, а я услышал.
-А зачем, скворец, ты пел?
-К нам в станицу Март поспел!
-Что ты Март принёс с собою?
-Солнце, небо голубое!
Слайды 16-21
Логопед.
А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки Евгения Щеколдина. Устная разговорная кубанская речь интересна. Бывало, вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар, и мал в какой – нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. Представьте, что находимся мы в казачьей хате.
Проверим, кто из вас самый сообразительный.
Кубанские загадки
Посэрэдь двора стоить глыняна гора,
А на нэй труба стоить, у нутрях огонь горыть (печка-капица)
Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась. (лопата)
Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается» (гриб,
Посередь двора мычить гора-спэрэди роги, а сзаду-мэтла. (корова)
Жовтый шар сыпэ жар. (солнце)
Шо в сковороду налывають.
Та в четверо сгынають. (Блин)
Хвист с узорами, сапогы со шпорамы.
Писни спивайе - время считае. (Петух)
Логопед. Ребята, много славных поэтов подарили свои стихи родному краю:
Иван Васильевич Беляков, Вадим Петрович Неподоба, Сергей Никонорович Хохлов, Виктор Стефанович Подкопаев, Татьяна Дмитриевна Голуб, Любовь Кимовна Мирошникова и многие другие. Каждый из этих поэтов, как тот пшеничный колосок, рос и впитывал из кубанской земли все самое ценное, а потом отдавал людям свою любовь к казачьему краю.
- Что объединяет творчество кубанских поэтов? (Любовь к краю, стихи о людях, о природе, о земле.
А эта заключительная часть посвящена нашим детям. Ведь именно вам ребята предстоит жить и трудиться на нашей земле, продолжать дело отцов и прадедов.
Именно вам детям приумножать богатства родного края, его замечательные традиции, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.
Участники награждаются призами.