Галина Глазкова
Речевое развитие в средней группе «Зимушка — зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие
Тема: «Зимушка – зима»
«Природа зимой»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи.
Образовательные: Закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;
Публикация «Речевое развитие в средней группе „Зимушка — зима“» размещена в разделах
- Зима
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие: Развивать связную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
Воспитательные: Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.
Материал: Котик, снег в тарелочке, мольберт с мнемотаблицами «Признаки зимы», нарисованная березка, листочки желтые с заданием приклеенные к березке, вырезанные из белого картона следы.
Ход ООД.
Орг. момент. Стук в дверь, заходит кот (дрожит).
- Ребята, кто это? (Кот) - Котик, ты чего дрожишь, замерз?
- А как вы думаете, почему котик замерз? (Потому что на улице зима, холодно)
- Котик к нам бежал по снегу. А снег какой? (Холодный) Мы с вами одеваемся, чтобы не замерзнуть, а котик нет. Давайте котика оставим у нас погреться.
- Давайте вспомним названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)
- А теперь давайте вспомним признаки зимы, а помогут нам в этом мнемотаблицы. Дети подходят к фланелеграфу.
Зимой солнце стоит высоко и греет мало.
Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.
Реки и озёра покрыты льдом.
На окнах мороз рисует причудливые узоры.
Деревья и кусты стоят без листьев.
Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.
Остались только зимующие птицы.
Зайчик и белочка поменяли свои шубки.
Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.
У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.
Люди носят зимнюю одежду и т. д.
- Дети, давайте отправимся в зимний лес.
- Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть в лесу зимой? (Голые деревья, высокие елки, зайчика, лисичку, волка)
- Посмотрите, ребята, что это за дерево растёт? (Берёза)
- Вы правы, это берёзка, но она волшебная. А почему, как вы думаете? (На березе листочки висят золотые)
- Правильно, а что же произошло, ведь зимой деревья голые, они отдыхают, а на нашей берёзке листочки.
- Ребята, все деревья отдыхают, а наша березка? (Нет)
- Что нужно же, нам сделать? (Нужно сорвать с нее листочки)
- Правильно, мы поможем берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно ответить на задания. Вы согласны березке помочь? (Согласны)
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: Как завывает вьюга?
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХР-ХР-ХРХР!
Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Дети: С – С - С - С!
Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы!
Присаживайтесь на стульчики (воспитатель отрывает листочек)
1 задание: Словесная игра «Доскажи словечко»
- Я начинаю читать предложение, а вы заканчиваете.
1. Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома, Ночью к нам пришла… (Зима)
2. Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (Снег.)
3. А из снега у двора. Крепость строит детвора.
А на них летят пушинки, Очень лёгкие… (Снежинки)
4. Очень весело Егорке, Он катается на горке.
Но пощипывает нос, Лоб и щеки, кто? (Мороз)
5. Тихо снег идёт с небес, Укрывая спящий лес,
И тропинки, и лужайки, И следы трусишки… (Зайки)
6. Под притихшею сосной. Бугорочек небольшой.
В той берлоге сны смотреть. До весны готов… (Медведь)
- Молодцы, справились с заданием. Теперь посмотрим какое еще задание приготовила нам береза. Ребенок отрывает следующий листок.
2 задание: «Мимическое упражнение»
Сейчас, я буду читать вам строки о зиме, вы попробуйте определить какая это зима злая или добрая, какое настроение они у вас вызывают грустное или весёлое.
«Вот – зима волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. Дышится легко и хорошо. (Радость)
«А вот сердитая зима – старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. (Грусть).
Хоть зима всё заморозила и замела, мы её не боимся и вместе пойдём на прогулку. Во время нашей с вами прогулки мы выполним новое задание. Ребенок отрывает следующий листок.
3 задание: Игра «Назови ласково»
- Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
- Молодцы, а теперь станьте лицом в круг. Ребята, давайте с вами погреемся, ведь зимой в лесу холодно. Повторяйте за мной…
Чистоговорка «Зима»
Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
- Погрелись, а теперь присаживайтесь на стульчики. Какое же следующее задание приготовила березка? Ребенок отрывает листок.
4 задание: Игра «Что когда бывает»
Летом вода в реках тёплая, а зимой. (холодная)
Летом земля покрыта травой, а зимой. (снегом)
Летом на деревьях листья, а зимой. (голые ветки)
Летом жарко, а зимой… (холодно)
Летом день длиннее, а зимой… (короче)
Летом заяц серый, а зимой… (белый)
- А теперь разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальчики
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп
- Молодцы, выполнили еще одно задание. Остался последний листок. Ребенок отрывает последний листок.
5 задание: Игра «Снежок»
(Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия», «Подбери признаки» – учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию)
Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)
Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
Зима - веселое время года или грустное?
(ТРИЗ) - почему веселое? - можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках.
- почему грустное? – можно заболеть, и нам будет грустно.
Итог занятия: - Ребята, мы выполнили все задания, помогли березе скинуть свои листочки и она нам за это говорит спасибо, теперь она, как и все деревья, зимой будет отдыхать. - Котик, ты согрелся? - Ой, ребята, посмотрите, что случилось со снегом? (Он растаял) А почему (ответы детей) - Вот и закончилась наша прогулка. Давайте вспомним, кому мы помогли во время прогулки? - Молодцы!
- Вам понравилась наша зимняя прогулка?