МААМ-картинки

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Суслина
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей шестилетнего возраста основывается на ряде основополагающих вопросах, которые необходимы для успешного процесса обучения и воспитания детей.

Сначала рассмотрим особенности развития речи шестилеток. У детей этого возраста развитие речи достигает высокого уровня. большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. В общении со сверстниками и взрослыми они способны регулировать силу голоса, темп речи, интонационно выражать свои чувства. Однако при пересказе художественных произведений, речь многих детей недостаточно выразительна.

Публикация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

К старшему дошкольному возрасту ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащении лексики особое внимание следует уделять его качественной стороне.

При систематическом пополнении словаря детей точными и выразительными средствами необходимо создавать условия для перевода этих слов из пассивного в активный словарь.

У шестилеток в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. однако важно систематическое обучение ребенка родному языку. В детском саду ведущей формой такого обучения являются занятия.

Дети практически овладевают способами изменения слова, словообразования. В разговорной речи совершенствуется структура предложения. Активно формируется произвольная речь.

Постепенно выдвигаются задачи обучения употреблению традиционных единичных форм изменения слов, входящих в активный словарь, выработки критического отношения к грамматической ошибке, умения контролировать себя в процессе высказывания. повышается удельный вес специальных речевых упражнений в которых детей учат произвольно пользоваться грамматическими средствами, воспитывают интерес и внимание к языковым явлениям.

В дидактической речи дети могут пользоваться точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. Развивается умение отобрать нужные знания и найти целесообразную форму их выражения в связном повествовании.

В старшей группе продолжается ознакомление детей со звуковой стороной слова, начатое в средней группе. Вводится новый вид работы- ознакомление со словарным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

Занятия по развитию речи проводятся один раз в неделю. На одном занятии решается несколько задач: словарная работа и формирование грамматического строя речи; воспитание звуковой культуры речи и ознакомление со словом. Основной частью занятия на которую отводится большая часть времени (15 мин, является обучение связной речи.

Воспитание звуковой культуры речи в старших группах может осуществляться на специальных занятиях и при помощи упражнений которые включаются в другие занятия. Некоторые задачи воспитания правильные произношения вводятся в содержание занятий по развитию связной речи, ознакомлению детей с художественной литературой.

Например, воспитатель обращает внимание детей на громкость, темп речи, на четкость и ясность произношения слов, звуков в процессе обучения их умению описывать предмет, содержание картины, во время пересказа, при изучении и чтении стихотворения.

В старшей группе продолжается обучение, уточнение и активизация словаря. Особое внимание следует уделять работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов, формированию умений употреблять слова наиболее точные, подходящие к ситуации.

В старшем возрасте идет дальнейшее углубление и уточнение знаний об одном и том же предмете, его деталях, назначениях. В словарь детей вводятся слова обозначающие материал из которого сделан предмет. Эффективным является прием сравнения предмета одной и той же категории, умение сопоставлять различные и сходные признаки важно и для формирования процесса обобщения.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием организуются дважды в месяц как часть занятия и еженедельно во вторую половину дня.

На занятиях, помимо обучения словоизменению и словообразованию в конце года организуются специальные виды работы по формированию синтаксической стороны речи. Это пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит, а как бы диктует свой рассказ, воспитатель записывает его. Такой прием замедляет темп речи ребенка, позволяет ему заранее придумывать высказывание вносить в него исправления.

Большое значение имеет решение на занятиях проблемных речевых задач, в которых дети учатся самостоятельно, творчески применять имеющийся опыт.

В решении проблемных задач должны принимать участие все дети, в том числе и малоактивные. С этой целью воспитатель так распределяет задания, чтобы ответы детей, которых вызывают первыми, оказались для малоактивных детей образцом для подражания, но не для повторения.

Детям предоставляется возможность самостоятельно образовывать сравнения с образцом трудные традиционные формы слов (ботинок, чулок). В упражнении можно сочетать стихотворные строки с рассматриванием картинок подсказок.

Детям сообщают некоторые грамматические правила, например: «Слово пальто не изменяется».

Грамматический материал закрепляется как при проведении известных, так и некоторых новых и игровых упражнений.

Большое значение для совершенствования синтаксической структуры предложения в речи детей для освоения способов выражения прямой речи имеют игры драматизации по мотивам знакомых народных сказок. Освоение способов перевода прямой речи в косвенную успешно осуществляется в процессе пересказывания литературных произведений от лица разных персонажей.

Обучение связной речи происходит комплексно, т. е. обеспечивается сочетанием лексических, грамматических задач, воспитание звуковой культуры речи с обучением рассказывания.

Задания лексические (по словарной работе) и грамматические (по формированию грамматического строя речи) даются при анализе литературного произведения, при рассказывании по картине или об игрушке.

Специальные вопросы расширяют словарный запас ребенка, совершенствовают пересказ текста.

Методика обучению пересказу предусматривает организацию коллективных форм общения детей между собой. Они с интересом участвуют в совместном пересказе художественного произведения.

Такие методические приемы особенно важны для начала учебного года. На одном занятии можно спросить 9-12 детей.

Задания педагога по обучению рассказыванию при рассматривании картины тесно связаны со словарной работой. вопросы которые ставятся детям обращают их внимания на содержания картины, на характеристику персонажей, дети учатся подбирать определения, образовывать однокоренные слова.

Развивая детскую самостоятельность в построении сюжета и словесном оформлении рассказов по картинке, педагог использует различные методы. Ставит перед детьми задачу еще раз внимательно рассмотреть картину и придумать рассказ по своему: поощряет самостоятельность ребенка.

На занятиях по рассказыванию об игрушке дошкольники предварительно рассматривают ее, а затем составляют рассказ. Сначала воспитатель может дать образец рассказа об игрушке, подводит постепенно детей к самостоятельному рассказыванию.

Особая роль в работе по ознакомлению со звуковой структурой слова отводится осознанному употреблению детьми терминов «слово», «слог», «ударение», поскольку слово и его звукослоговые формы ставятся для детей этого возраста предметом специального изучения и анализа.

Специальные игры и упражнения проводятся на занятиях по развитию речи (в течении 3-7 минут). В процессе речевых занятий воспитатель учит детей понимать и правильно употреблять указанный термин, учит выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавая звуки и слоги, как отдельные элементы слова. Внимание детей специально обращается на особенность звуковой стороны слова- длительность звучания.

Работа над предложением осуществляется в форме речевой игры «живые слова». Варианты этой игры являются частью занятия продолжительностью 5-7 минут. Одно занятие в конце года полностью отводится ознакомлению детей с предложением.

Полученные знания закрепляются и на других занятиях по развитию речи, когда дети выполняя лексическое или грамматическое упражнение составляют предложение из 2-3 слов или с каким либо заданным словом, проверяют правильность высказывания, определяют последовательность слов в предложении.

Обучение грамоте в этом возрасте приобретает самостоятельное значение – занятия проводятся один раз в неделю. Они посвящены основной задаче – обучению детей умению проводить звуковой анализ слова, т. е. устанавливать последовательность звуков в словах различной звуковой культуры.

Обучение грамоте предполагает решение задач, связанных с развитием фонематического слуха, воспитание интереса к родной речи.

Дети учатся анализировать звуковой состав, сравнивать их по количеству звуков, а звуки по их качественной характеристике.

В обучении дошкольников грамоты, значительное место занимает игра. С их помощью создается ориентировка в звуковой структуре слова, закрепляется умение интонационно выделять звук в слове, активизируется словарь, совершенствуется и развивается звуковая культура речи.

Таким образом, развитие речи детей дошкольного возраста на занятиях по родному языку включает следующие вопросы, воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, ознакомление со словом и предложением, обучение грамоте.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2020 в 20:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Суслина (УИ 247462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД