Олеся Логвинова
Речевое развитие на занятиях по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении своего пребывания в детском саду дошкольник находится в непрерывном речевом, взаимодействии с детьми и педагогами:
воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Все, что ребенок слышит - он впитывает как губка, он запоминает и проговаривает, и все услышанное, становится частью его лексикона.
На занятиях по физической культуре, прежде всего, решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Благодаря занятиям физкультурой ребенок становится сильным, выносливым, физически здоровым; улучшаются его физические показатели, укрепляется здоровье и приобретается хорошее настроение и заряд бодрости на весь день. [2, с. 122]
Публикация «Речевое развитие на занятиях по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Но нельзя не подчеркнуть, что помимо здоровьесберегающего влияния
физических упражнений, в течение занятий по физической культуре, ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного: овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта и др.
На своих занятиях использую следующие приемы речевого развития :
• Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;
На лужайке по утру,
Мы затеяли игру. (Дети встают в круг)
Я подснежник, ты вьюнок (Подают по очереди левую и правую руки)
Становись скорей в кружок. (Встают в круг)
Раз, два, три, четыре, (4 шага вправо)
Раздвигайте круг пошире, (2 шага назад)
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим, (Расширяют и выравнивают круг)
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть (Расцепили руки)
Мы веселые лучи (Потянулись вверх на носках)
Мы резвы и горячи. (Прыжки на двух ногах)
• Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);
На зарядку выходи
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка- для ребят.
• Считалочки;
1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой- ой- ой,
Погибает зайчик мой.
Повезли его в больницу
Оказался он живой.
• Пальчиковую гимнастику
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик дедушка (Семья)
• Художественное слово;
Подвижная игра «Кот и мыши»
К- Мыши-мыши, где гуляли?
М- Сыр в кладовке воровали.
К- Почему остались крошки?
М- Тебе оставили немножко.
К- За такие вот делишки,
Мы накажем вас воришки.
М- Если хочешь наказать
Так попробуй нас догнать.
• Придумывание различных историй (например, мы попали в страну «Здоровейки», предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая). Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки).
• За частую в конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.
• Фальклерный материал;
• Потешки;
• Прибаутки;
• Русские народные песни.
«Малыши крепыши
Вышли на зарядку,
Малыши, крепыши
Делают зарядку.»
• Слова заклички в подвижных играх;
Гуси- гуси (Га-га-га,
Есть хотите (Да-да-да,
Ну летите (Нет-нет-нет,
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну летите как хотите, только крылья берегите!
• Отговаривание правил подвижной игры;
• Речевые приемы при зарядке и в водной части (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).
• Различные виды расчета (1-2-3, моряки-мотросы, красные-синие);
• Дыхательные и пальчиковые гимнастики;
Проведи глазами влево,
И скажи соседа слева,
А теперь ты вправо проведи
И соседа справа прошепчи,
Посмотри ты в потолок
Свое имя назови дружок.
• Приветствия на соревнованиях ( Команда напротив: Физкульт - ура);
• Загадки на различные темы. [3, с. 125]
Таким образом считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.
Список литературы
1. Анищенкова, Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. / Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 62 с.
2. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова / Под ред. Г. А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2005. - 145 с.
3. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения / С. Е. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
4. Введенская, Л. А. Теория и практика русской речи / Л. А. Введенская, П. П. Червинский. - СПб. : Питер принт, 2005. - 364 с.
5. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей. / В. К. Велитченко. - М. : Терра-спорт, 2000. - 166 с.
6. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. / А. Е. Воронова. - М. : Издательский центр "Академия", 2006. - 205 с.