Татьяна Тоскоракова
Консультация «Речевое развитие детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь-инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5-6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?
Публикация «Консультация „Речевое развитие детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Как известно, период наивысшей речевой активности - пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключением из правил.
Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами. В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений. Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения. Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской. В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частя речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, переживания.
К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование. Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателя. Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения ит. д.
Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество.
Литература:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа- М. :Мозаика-синтез, 2017г.
2. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект - СПб : «Детство-Пресс», 2000 г.