Наталия Сорокина
Консультация для родителей «Речевое развитие детей до трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО 3-х ЛЕТ
Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения
своего ребенка с успехами его сверстников.
Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы копят
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей до трёх лет“» размещена в разделах
знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. Развитие речи имеет два основных
направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени
число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так,
например, к году ребенок может произносить 6-8 слов, а понимать уже 30-50. И взрослые о нем
говорят: «Все понимает, а сказать не может».
Задача родителей — активно развивать «пассивный словарь». Ведь пассивный словарный
запас — это основа активной речи. Для этого нужно много разговаривать с ребенком, объяснять
то, что он видит, рассказывать ему сказки, читать стихи, вместе рассматривать книги и т. п.
Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками, а с ним
самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1,5 года — 15 слов, это, безусловно,
повод задуматься о том, что вы что-то делаете не так. А если день ото дня наблюдается прогресс,
пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но все-таки есть положительная динамика, то особых
поводов для беспокойства нет. У каждого ребенка своя программа развития!
Однако я ни в коем случае не советую вам «расслабиться» и ничего не делать: если вас чтото смущает в речевом развитии вашего ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться к
специалисту. Для этого они и существуют!
Специалист посоветует помочь малышу в постановке звуков. Для этого необходимо делать
дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это не занимает много времени (не более 5 минут в
день, но при регулярных занятиях помогает тренировать мышцы артикуляционного аппарата и
делать большие успехи в правильном произношении звуков и слов.
Приведу пример таких упражнений в игровой форме.
Сказка о веселом язычке
Жил-был Веселый Язычок (улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше). Утром рано
он вставал, делал зарядку (коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до носа и до
подбородка, чистил зубы (проведите язычком вправо-влево по верхним и нижним зубам,
причесывался (зубки сожмите, просуньте язычок между ними вперед и назад). Затем он выходил
на свое крылечко полежать на солнышке (удерживайте язык неподвижно на нижней губе под
счет до десяти). Потом садился на лошадку (цокайте, с силой прижимая язык к небу, ехал в
гости к друзьям. Наступил вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал
лошадку вот так ( с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы: «тпр-ру»).
Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания: рисование,
аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития мелкой моторики, что, как
известно, способствует активизации речевых центров в мозгу.
Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно, а все равно он говорит
невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».
На это могут быть 2 основные причины.
1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно понимаете.
2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная проблема. В ее основе —
протест малыша против не устраивающей его психологической обстановки.
Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для устранения первой причины
достаточно перестать быть «переводчиком» и «шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не
понравится, но даст стимул произносить слова более понятно (иначе же он не получит то, о чем
просит). Улучшение психологического климата поможет в решении второй проблемы.
И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок научается
говорить, родители начинают прислушиваться к тому, ЧТО он говорит, какие слова употребляет.
А говорит он то, что когда-либо сам слышал. Так что, уважаемые, следите за речью!
По материалам книги Светланы Арсентиевой "Маленькие детки-маленькие бедки".