Гайсина Альфия
«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». Консультация для воспитателей
Здравствуйте уважаемые гости моей странички!Предлагаю вашему вниманию небольшое выступление на педагогическом часе для воспитателей старших групп на тему "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста".
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передать вопросительную и восклицательную интонацию (радость, удивление и так далее). К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного состава, однако особое внимание уделяется его увеличению лексического запаса словами- синонимами или антонимами, а также словами,имеющими несколько значений.
Публикация «„Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи ребенка-усвоение грамматического строя слова. В своей речи они начинают использовать распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. В диалогической речи прибегают к краткому или развернутому ответу в соответствии с вопросом. Ребята не просто называют предмет или явления, а дают более его развернутый и достаточно полный анализ, выделяют характерные признаки и свойства. Дошкольники уже умеют отбирать нужную информацию и находить целесообразную форму выражения в своем рассказе.
У детей старшей группы развито умение последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако навыки передавать свое отношение к описываемым предметам и явлениям, оценивать содержание, делать выводы еще недостаточно сформированы.
Дети уже умеют составлять тексты разных типов - описание, повествование, рассуждение. В процессе развития связной речи дошкольники начинают также активно использовать разные способы связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
Вместе с тем можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (например, сонорные р, л и шипящие).Они не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм. Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических предложений, что приводит к ошибкам в соединении слов в предложении и к неправильной связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Что касается развития связной речи, основные недостатком является то, что дети еще не умеют построить связный текст с соблюдением всех структурных элементов (начала, середины, конца) и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.