Наталья Ломакина
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных показателей уровня формирования интеллектуального потенциала ребенка является богатство его речи. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит задача по поддержке и обеспечению развития речевых возможностей детей.
Младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для усвоения детьми разговорного языка, становления всех сторон речи. Речь ребенка превращается в универсальное средство общения, поэтому в качестве главного показателя правильности речевого развития выступает грамотная, четкая и красивая языковая среда, в которой ребенок находится.
Публикация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В младшем дошкольном возрасте дети овладевают звуковой стороной речи, хотя еще не в совершенстве, усваивают грамматические формы, овладевают коммуникативными функциями и регулирующей функцией речи.
Так как игра является ведущим видов деятельности в дошкольный период, то считаем целесообразным использовать ее возможности для развития речи младших дошкольников.
Игровая деятельность представляет собой осмысленную деятельность ребенка в условной ситуации, которая направлена на воспроизведение и усвоение общественного опыта.
Например, для расширения словаря детей можно предложить игру «Что это такое?».
Цель: пополнить словарный запас ребенка слова, обозначающие предметы, их признаки и действия. В этой игре могут приманить участие двое или группа детей. Педагог показывает детям различные игрушки и предметы и задает вопросы: Что это? Кто это? Дети называют предмет. Затем педагог демонстрирует картинку и снова спрашивает: кто это или что это?
что он (она) делает? какого это цвета?
Для развития слоговой структуры слова предлагается игра «Повтори по порядку».
Ее основная цель заключается в том, чтобы научить детей запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал. Педагог называет в определенной последовательности гласные звуки, к примеру: [у - и - а] или [а - о - у]. Ребенок запоминает этот ряд звуков и произносит его в точно таком же порядке.
Чтобы развивать у младших дошкольников фонематический слух предлагаем игру «Кто так говорит?».
Её цель состоит в формировании у детей умения отличать животных по
голосам и подражать им. В игре могут принимать участие 4 - 5 детей, которые
располагаются полукругом, в центре его стоит педагог с мячом в руках. Взрослый бросает мяч ребенку, называет животное, а он ловит мяч и вспоминает, как «разговаривает» это животное, изображает его. Или же можно предложить детям показать, как гавкает собака или мяукает кошка.
Также нужно научить детей грамматически правильно строить свою речь, для этого предлагается игра «Назови предметы», которая направлена на овладением умением согласовывать прилагательные с существительными. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, находящиеся вокруг. Предметы называются вместе с их признаками, например, красный цветок, синий мяч и т. д.
Нельзя забывать об общих речевых навыках, например, об овладении умения подражать, проявлять выразительность речи и мимики. Можно предложить игру «Повтори за мной», в которой педагог изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, произносит с определенной интонацией «ах - ах - ах», «ай - ай - ай», «о - го - го», «ох - ох - ох», «ой - ой - ой» и выражает эмоции мимикой. Ребенок должен догадаться, какое настроение передает взрослый.