Ольга Селиванова
Консультация «Речевое развитие детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей 5–6 лет
Насколько разнообразнее, правильнее, богаче становится речь ребенка на шестом году жизни! Свои ответы он строит из двух-трех и более фраз, все чаще предложения становятся сложносочиненные и сложноподчиненные. Активный словарь быстро пополняется и составляет около 3000 слов.
Ребенок точнее излагает своим мысли, свободно общается как со взрослыми, так и с детьми.
Публикация «Консультация „Речевое развитие детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
У детей 5-6 лет начинает проявляться тяготение к рифме. Они даже пытаются сочинять собственные стихи, например: цицикуль, цицикуль, по горам идет Мигуль, придумывают слова, лишенные всякого смысла (кусяка – бузяка.) Это занятие помогает развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
В пять лет ребёнок начинает произносить практически все звуки правильно, исключение могут составлять сонорные Р,Л, которые в норме появляются у детей к 6-7 годам. У некоторых детей овладение новыми звуками сопровождается недостаточной сформированностью правильно различать фонемы, близкие по звучанию. Дети часто смешивают звуки, например: шумка (сумка, жвезда (звезда, (шолныска) солнышко. Такие смешения до пяти лет представляют физиологическую норму. Если же подобные ошибки сохраняются после пяти лет, необходимо проконсультироваться у логопеда.
В этом возрасте следует продолжать обогащать и расширять словарный запас ребенка, учить его называть качества предметов (цвет, форма, величина, свойства предметов на ощупь, определять, из чего они сделаны)
На этом этапе речевого развития важным является способность ребёнка к классификации и обобщению. То есть, умение объединять предметы в группы по какому-либо признаку, а также исключать лишний предмет. Актуальными становятся такие игры, как «Раздели на группы», «Четвёртый лишний». Попробуйте вместе с ребё нком находить сходство и различие предметов: игры «Найди отличия», «Чем похожи предметы?».
В этом возрасте у детей активно формируются пространственные и временные понятия: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, справа – слева, впереди –сзади, наверху–внизу.
Во время самостоятельной деятельности ребенка, рисования, лепки, конструирования чаще обращайте внимание на то где у ребёнка, изображены предметы на рисунке. Это способствует развитию пространственных представлений, а также помогает процессу построения предложно-падежных конструкций (правильному употреблению предлогов). Ребенок нарисовал дерево, дом, облако, солнышко. Можно спросить: «А где на твоем рисунке дерево (внизу, у дома, облако (наверху, над домом, а где дом, по отношению к дереву (справа или слева). Куда спряталось солнышко? (за облако). Откуда оно выглядывает? (из-за облака). Когда заходит солнышко? – (вечером). Какой рукой ты рисуешь? (правой, левой)
Учите ребенка «украшать» предложения, используя прилагательные и наречия, пофантазируйте вместе: например «Смотри, какая лохматая собачка побежала! Как ты думаешь, куда она торопится? Есть ли у неё детки? Как их зовут, какие они?» Вызывают интерес у детей и такие задания, как «Найди причину и закончи предложение», «Что будет, если…» Например: «Маленькое деревце так и не выросло, потому что…» «Что будет, если человек не заготовит на зиму сена?. Такие игры развивают фантазию, формируют словесно – логическое мышление, развивают умение находить причинно – следственные связи.
Развитие диалогической речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы ни были заняты взрослые, необходимо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его. Такое общение с ребёнком способствует формированию правильной фразовой диалогической, а, впоследствии, и самостоятельной связной речи.