Ольга Бондаренко
Консультация «Речевое развитие детей» в подготовительной группе
«Речевое развитие детей
«Учить ребенка каким-нибудь, неизвестным ему словам, – он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
Публикация «Консультация „Речевое развитие детей“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Развитие речи детей перед школой в подготовительной группе детского сада преследует такие цели – развитие речевой среды, формирование активного и богатого словарного запаса, развитие связной речи детей, выработку у детей основ культурной речи, усовершенствование умения правильного произношения звуков. Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и т. д. Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности
Педагог должен направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно.
Поэтому формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития :
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно– речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Чтобы речь наших детей развивалась в норме соответственно возрасту мы:
1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: - Составлению творческих рассказов; - Составлению рассказов по картине, по серии картин; - Пересказам.
2. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом, дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. 3. Работаем над ЗКР. Улучшению звукопроизношения хорошо способствуют скороговорки и чистоговорки. 4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом спрашиваем ребенка «как догадался?», «почему?».
В своей работе применяю различные приё мы моделирования:
Они помогают детям при помощи плана передать содержание текста, не забывая его. Этот приём позволяет развивать речь детей, творческое воображение, интерес и желание создать что-то новое.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. В нашей группе оформлен «Речевой уголок» который расположен рядом с книжным уголком. В «Речевом уголке» имеется весь необходимый материал по речевому развитию. В течении учебного года в нашей группе работал кружок «Грамотейка». Цель работы кружка – подготовка детей к школе. Результатом этой работы является то, что все дети нашей группы пошли в 1-й класс читающими.
А в заключение несколько советов:
В первую очередь, разговаривая с детьми, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью;. 3. Чтение играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И наше произношение при чтении должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
«Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять».