Арзуманян Екатерина
Речевое развитие детей 4–5 лет
▼ Скачать
Проблема развития речи в средней возрастной группе всегда актуальна. Сейчас все чаще встречаются дети со скудным словарным запасом и огромными логопедическими проблемами. Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. В средней группе нами предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах; пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д., а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения. Мы учим детей использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные; группировать знакомые предметы и классифицировать их ( посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).
Публикация «Речевое развитие детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В средней группе нами проводится работа по развитию у детей умения понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения
(например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картине; заучивании стихотворений). Однако задания на повторение материала воспитатель должен предлагать детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекательные. На занятиях по развитию речи ребенку приходится говорить самому, слушать пояснения педагога и ответы товарищей, но у четырехлетних детей умения рассказывать
(высказываться) и слушать сверстников лишь формируются. Воспитатель должен учитывать это обстоятельство в ходе работы. Дети среднего
дошкольного возраста инициативны, нередко проявляют излишнюю поспешность при ответах на вопросы педагога и поэтому нередко ошибаются. Они очень любят, когда воспитатель хвалит их, и, наоборот, огорчаются, если педагог публично высказывает недовольство их ответом или поведением. Это обязывает нас, педагогов, быть особенно терпеливыми и тактичными: проявлять доброжелательность и готовность прийти на помощь, искренне радоваться хорошему ответу, подбадривать ребенка в случае неудачи, с доверием относиться к детским фантазиям. Такое отношение педагога вызывает у ребенка ответную доброжелательность и желание работать.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Родителям и родным нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная, эта рекомендация относится и к педагогам, работающим с ребенком.
На что также нужно обратить внимание, развивая речь ребенка :
-объем и характеристика словаря;
-состояние грамматического строя;
-состояние фонематического слуха;
-состояние звукопроизношения;
-особенности связной речи.
Основная задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).