Людмила Тихонова
Речевая среда в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая среда в старшей группе детского сада
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.
Публикация «Речевая среда в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2022
В своей работе, я стараюсь развивать речь детей, в каждом центре развивающей предметно-пространственной среды. Самый важный и главный в рамках работы по данному направлению развития детей – это речевой центр, также в него входит и центр книги.
Основной принцип уголка книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. В группе для этого центра отвели удобное спокойное место, удаленное от входной двери и подвижной зоны. Подбор литературы соответствует возрастным особенностям и потребностям детей.
В течении значительной части дня детям доступен широкий выбор книг. На группу из 20 детей доступно не менее 25 книг. Соблюдается тематическое разнообразие: фантастические рассказы; рассказы о событиях, людях, животных, природе/науке; книги о различных культурах и способностях. Все доступные книги находятся не только в уголке для чтения, а также и в природном уголке (энциклопедии про животных, рассказы и стихи о растениях, животных); в патриотическом уголке: энциклопедии о России, о космосе; стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка.
Книги читаю детям в специально выделенное время для чтения, в неформальной обстановке (перед сном, в дополнении к другой деятельности и пр.).
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников тоже присутствуют в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им,
так как развивает необходимую человеку способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Так же, в уголок помещаю интересные, хорошо иллюстрированные книги. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, то убираю её с полочки.
Кроме книг, в книжном уголке находятся репродукции картин, портреты писателей, разнообразные альбомы для рассматривания. Это и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др., альбомы, составленные вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
Так же в уголке накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физкультминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук, аудиозаписи).
Для стимулирования общения между детьми использую различные материалы, стимулирующие общение: игрушечные телефоны, пальчиковые куклы, рассказы в картинках, куклы и реквизит для ролевых игр и пр. Эти материалы доступны детям в различных центрах или уголках, например, маленькие фигурки людей и животных в строительном уголке; пальчиковые куклы в уголке для чтения и пр.
Свои действия направляю на развитие взаимодействия детей: помогаю детям разрешить конфликты, поощряю детей рассказывать о своей деятельности, ввожу понятия, связанные с играми детей; планирую различные опыты в уголке экспериментирования, игры-ситуации, привлекая к ним детей
и поощряя их говорить и обмениваться идеями, поощряю детей часто разговаривать друг с другом при этом наблюдаю, слушают ли дети друг друга. В образовательном процессе нами часто создаются разные ситуации, побуждающие детей к общению, например, во время свободной игры прошу ребенка рассказать о своих действиях другому ребенку. Стимулирование общения осуществляется как в течение свободной игры, так и во время групповых занятий. При этом важно соблюдать баланс между слушанием и говорением, например, следует давать детям время на обдумывание ответа,
помогать им выразить мысли словами.
Не менее важно стимулировать детей размышлять на протяжении всего дня с опорой на их собственный опыт. Например, дети осваивают логические последовательности, вспоминая этапы проведения какого–то опыта. Часто задаю открытые вопросы, чтобы дети развивали речь участвуя в разговоре («что ты думаешь, случится, если?», «Как ты сделал?».
Стимулирую проговаривать свои мысли вслух или объяснять ход своих рассуждений при решении проблем.
Во время свободной игры и во всех режимных моментах разговариваю с детьми, задаю вопросы, а также поощряю и инициативную речь детей. В этом случае не останавливаю детей, не подавляю их желание высказаться, а наоборот поддерживаю инициативу, расширяю содержание разговора вопросами (почему? как, побуждая их давать всё более развёрнутые и сложные ответы. Стараюсь как можно больше взаимодействовать с детьми выполняя функцию посредничества между ребенком и средой, направлять ребенка. Часто создаю ситуации общения один на один, начиная разговор с ребенком.
В результате работы:
- Возросла активность детей;
- Повысился познавательный интерес;
- Дети стали более самостоятельными, инициативными;
- Возросло количество речевых контактов между сверстниками, которые возникают спонтанно, по инициативе самих детей.