Лучший педагог года

Консультация «Речевая культура педагога»

Кузнецова Анна
Консультация «Речевая культура педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности

Требования к речи педагога :

1. Правильность. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.

2. Точность. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи.

Публикация «Консультация „Речевая культура педагога“» размещена в разделах

3. Логичность. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4. Чистота. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.

5. Выразительность. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого.

6. Богатство. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

7. Уместность. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей няни, которая стирает нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

3. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.

Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и указание содержат в себе речевой образец.

5. Навыки точного употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в разговорах с детьми, на образце речи воспитателя.

Сопровождая наблюдение детей словом, воспитательница применяет образец в целях уточнения и систематизирования знаний детей.

В этом случае воспитатель использует объяснения как один из приёмов обучения на основе речевого образца.

6. Применяя образец в обучении детей русскому языку, мы воспитываем у детей культуру слушания, повышаем у них интерес к слову.

Но это может быть осуществлено только тогда, когда воспитательница выразительно, образно сообщает детям материал, опирается на их чувства.

7. Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Воспитательница проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам.

8. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий.

9. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе по языку.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет- особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при. рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начато му воспитательницей.

Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

IV. Методы и приемы работы воспитателя.

К ним мы относим:

1) разговор с детьми

2) поручения и задания

3) беседы

4) рассказывание

5) чтение

6) письма

7) заучивание стихотворений.

Выводы по теме.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами

Практикум:

«Искусство говорить с детьми»

1. Тренинг «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:

Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.

У какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (совпадение ритмов, близость синонимов, соответствие уровней пафоса)

2. Игра «Правильно ли мы говорим?»

Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «речь», «слово».

Произнесите слова с правильным ударением:

1 команда – звоним, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, статуя

2 команда – квартал, щавель, красивее, коклюш, петля, столяр, месяцами, алфавит, километр

3 команда - верба, ворота, нет волка, нет гуся, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, инструмент

Произнесите правильно:

1 команда - конечно, Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, пара (чулки, сапоги, гетры, носки)

2 команда – теннис, фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник, заполнены (договор, несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз)

3 команда – декан, артезианский, порядочный, супермен, рекорд, сердечный, конгресс, крем, сонет, стакан (чай, килограмм (сахар, много (шум)

Прочтите правильно:

- Что такое паронимы? (родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы, отличаются оттенками в значении)

1 команда.

Это ваша (роспись или подпись) на справке?

Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.

2 команда.

Я (надеваю, одеваю) шапку

Воспитатель (надевает, одевает) Машу

3 команда

Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру

Я (надела, одела) пальто на Свету

памятка культура речи педагога

Публикации по теме:

Консультация «Современный ребенок глазами педагога» Современные дети, как и во все времена, очень разные. Много причин, которые повлияли на изменение сознания, как взрослых, так и на развитие.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ»Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ» Прежде всего нужно знать, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Для того чтобы этот волшебный утренник.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Речевая культура педагога»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 09:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Речевая культура педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД