Татьяна Ушакова
Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет
РЕЧЕВА КАРТА
(логопедическое обследование детей 4-7 лет)
Ф. И,ребёнка___
Дата рождения___
Дата поступления в детское учреждение, группу___
Строение артикуляционного аппарата
Прикус ___
Челюсти___
Губы ___
Зубы___
Подъязычная уздечка___
Твёрдое нёбо ___
Мягкое нёбо ___
Подвижность органов артикуляции
Удержание рта закрытым вне еды и речи___
Особенности приё ма пищи:
Публикация «Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет» размещена в разделах
ест самостоятельно или требуется помощь взрослого___
___
пережевывает или нет твёрдую пищу___
жуёт с открытым или закрытым ртом ___
сопровождает ли жевание сосательными движениями губ ___
Подвижность губ
Оскал ___
Вытягивание губ вперёд ___
Подвижность языка
Высовывание распластанного языка ___
Подъём кончика языка на верхнюю губу ___
Опускание кончика языка на нижнюю губу ___
Движения кончика языка вправо – влево ___
Высовывание узкого языка ___
Облизывание губ ___
Подвижность мягкого нёба
Произнесение «А» с открытым ртом ___
Выраженность неврологической ситуации:
Парезы (спастические, вялые) ___
Гиперкинезы ___
Кинестетическая апраксия ___
Кинетическая апраксия ___
Синкенезии ___
Нередуцированные рефлексы орального автоматизма___
___
Саливация ___
___
Дыхание
Тип (брюшной, грудной, ключичный, смешанный) ___
Частота (нормальное, ускоренное) ___
Равномерность (ровное, прерывистое)___
Голос
Сила___
Высота ___
Тембр___
Синхронность в работе отделов речедвигательного аппарата
Дыхательного и голосового ___
Голосообразующего и артикуляционного ___
Общая характеристика речи
Импрессивная речь:
Понимание ситуативной речи: покажи стол ___
Подойди к окну ___
Понимание контекстной речи: На чём ты приехал в детский сад?___
___
Какие игрушки есть у тебя дома? ___
Экспрессивная речь:
Наличие ___
Развёрнутость (отдельные слова, фразы) ___
Внятность ___
Использование жестов в общении ___
___
Состояние просодии
Темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный) ___
Ритм речи (нормальный, аритмия) ___
Интонация (наличие разных видов)___
Состояние звукопроизношения
Звуки
Положение звука а у о и э ы п пь б бь м мь ф фь
изолированное
в словах
Звуки
Положение звука в вь т ть д дь н нь й к кь г гь х
изолированное
в словах
Звуки
Положение звука хь с сь з зь ц ш ж ч щ р рь л ль
изолированное
в словах
Состояние фонематической стороны
Наличие грубых искажений структуры слов (привести примеры)___
___
МАК ___ КАША___ КОШКА___МОЛОКО___
___МИЛИЦИОНЕР ___СВИСТОК___
КАСТРЮЛЯ___
Выделение последнего смычного согласного звука из слова___
КОТ ___ СУП___ МАК___КОМПОТ___
Определение количества и последовательности звуков в односложных словах типа
МАК (с 6 летнего возраста)___
Дифференциация звуков в словах- квазиомонимах ___
Твердых – мягких ___
Глухих – звонких___
Свистящих – шипящих ___
Соноров ___
Р-Л ___
Других звуков (в соответствии с заменами в устной речи) ___
___
Состояние лексической стороны речи
Общая характеристика активного словаря___
___
___
___
Соотнесение слов с предметами и действиями
Возраст Категории Список слов Показ Называние
с 4 – х лет овощи огурец
помидор
капуста
лук
свекла
редис
фрукты яблоко
груша
слива
лимон
вишня
апельсин
одежда платье
рубашка
пальто
шапка
брюки
пиджак
обувь тапки
туфли
сапоги
ботинки
валенки
сандалии
мебель стол
стул
шкаф
диван
кресло
кровать
движения человека и животных умывается
одевается
чистит подметает
стирает
гладит
прилагательные относительные ореховый
утренний
стеклянный
городской
прилагательные качественные
сладкий
добрый
ровный
весёлый
прилагательные притяжательные лисий
заячий
собачий
медвежий
с 5-ти лет посуда кастрюля
сковорода
чайник
чашка
сахарница
блюдце
транспорт автобус
троллейбус
трамвай
поезд
самолёт
корабль
животные волк
ёж
лиса
зайка
белка
медведь
детёныши животных лисёнок
зайчонок
волчонок
медвежонок
бельчонок
с 6-ти лет профессии врач
повар
шофёр
почтальон
продавец
строитель
профессиональные действия варит
лечит
строит
продаёт
Состояние грамматического строя
Наличие фразовой речи___
предложение понимание составление
Мальчик играет.
Мальчик бросает мяч.
Мальчик гладит бельё утюгом.
Предлоги Понимание Употребление
с 4-х лет
на
за
под
с 5-ти лет
над
напротив
между
с 6-ти лет
со
с
из-под
из-за
Словоизменение
изменение существительных по падежам
стоит мост течет река
нет моста около реки
по мосту по реке
вижу мост вижу реку
под мостом за рекой
на мосту на реке
изменение существительных по числам:
дом-дома, гриб-грибы___
согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:
красная лента, красный шар, красное платье___
___
согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде:
мальчик упал___ девочка упала___
Словообразование
С 4-х летнего возраста:
образование существительных:
гриб-грибочек___
дом-домик___
чашка-чашечка___
С 5-ти летнего возраста:
образование прилагательных от существительных:
из железа-железный___
из дерева-деревянный___
С 6-ти летнего возраста:
образование глаголов при помощи приставок___
вошёл___ушёл___подошёл___
отошёл___перешёл___
Вывод об уровне развития речи___
___
___
Заключение логопеда___
___
___