Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВАЯ КАРТА
обследование ребёнка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя___
Дата рождения___
Домашний адрес___
Домашний телефон ___
Откуда поступил___
Сведения о родителях:
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ___
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___
Национальный язык ___ Двуязычие___
Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___
Заключение ПМПК___
Публикация «Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дата заполнения речевой карты___
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ___
Перенесенные заболевания:
До года___ После года___
Ушибы, травмы головы___
Судороги при высокой температуре___
Раннее развитие
Голову держит с ( в норме: с 1,5 мес.)___ __Сидит с ( в норме: с 6 мес.) ___
Ползает с ( в норме: с 6 -7 мес.)___Стоит с ( в норме: с 10 - 11 мес.)___
Ходит с ( в норме: с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с ( в норме: с 2,5 - 3 мес.)___
Первые зубы появились в ( в норме: 6 - 8 мес.)___
Количество зубов к году ( в норме: 8 зубов)___
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Невролог___
Речевой анамнез
Гуление в ( в норме: с 2-х мес.)___ Лепет в ( в норме: с 4-6 мес.)___ ___
Первые слова ( в норме: около года)___
Первые фразы ( в норме: от 1,5 до 2-х лет)___
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___
Отношение членов семьи к речевому дефекту___
Занимались ли с логопедом ___
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)___
2. Адекватность эмоциональных реакций___
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия.
• Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___
• Определение направления звука___
• Восприятие и воспроизведение ритма___
2. Исследование зрительного восприятия
• Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___
• Восприятие формы ( показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
• Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___
• Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)___ ___
• Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)___
• Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
___
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
___
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)___
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).
___
• Выполнение упражнений:
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).
___
Кинестетическая основа движений:
Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___
Кинетическая основа движений:
Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___
• Навыки работы с карандашом:
Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___
• Манипуляции с предметами:
Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки
___
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)
___
• Выполнение упражнений:
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___
• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) ___
• Движения нижней челюсти:
Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
___
• Движения губ:
Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений___
• Движения языка:
«лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»___
• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть)___
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.
• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___
• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___
• Понимание действий (показать по предложенным картинкам : птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
___
• Понимание признаков (показать по предложенным картинкам : круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
___
2. Понимание различных форм словоизменения.
• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам : глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)
___
• Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по
___
• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко
___
• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам : птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)
___
• Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам : птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___
3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
• Понимание предложений (по предложенным картинкам)
___
• Понимание текста, сказка «Колобок»___
4. Состояние фонематического восприятия.
• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :
мышка - мишка ___ почка - бочка ___
катушка - кадушка ___ корка - горка___
• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :
речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
___
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
Мебель: ___
Овощи: ___
Фрукты:___
Птицы: ___
• Назвать части тела и части предметов (по картинкам)
Нос ___ рукав___
рот___ воротник___
шея___ пуговица___
живот___ кабина машины___
грудь___ руль___
• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Стул, стол, шкаф___
Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___
ГЛАГОЛЫ.
Ответить на вопросы:
Как передвигаются птицы? (летают) ___
Как передвигаются рыбы? (плавают)___
Как передвигается змея? (ползает) ___
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___
Как передвигается человек? (ходит) ___
Кошка мяукает. А собака что делает (лает)___
А как подает голос корова? (мычит)___
А как подает голос петух? (кукарекает)___
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать предъявленные цвета.
Красный ___ ___ Голубой
Оранжевый ___ ___ Синий ___
Желтый ___ ___ Белый ___ ___
Зеленый ___ Чёрный ___
• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Солнце какое? (круглое) ___
Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___
Огурец какой? (овальный) ___
2. Состояние грамматического строя речи.
• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).
Рот - рты___ Лев - львы ___
Река - реки___ Ухо - уши ___
Кольцо - кольца___
• Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)
Шаров ___ Берёз ___
Ключей ___ Окон ___
Ложек ___
• Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).
Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___
• Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).
Где сидит снегирь? (на дереве) ___
Где стоит машина? (в гараже)___
У кого кукла? (у девочки) ___
Где едет машина? (по дороге) ___
• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___
• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).
Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___
• Образование названий детенышей животных.
У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
___
4. Исследование фонетической стороны речи.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).
Самолет ___Микстура ___
Скворец Парашютист ___
Фотограф Погремушка ___
Сестренка развешивает простыни. ___
В универсаме продают продукты. _
Парашютисты готовятся к прыжку. ___
Состояние звукопроизношения
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___
произношение и различение звуков: произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С).
с с' з з' ц ш ж ч щ л л' р р' н н' м м' j
Изолирован
в словах
в речи
т т' д д' к к' г г' х х' в в' ф ф' п п’
б б’
Изолирован
в словах
в речи
5. Состояние дыхательной и голосовой функций.
• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___
• Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___
• Продолжительность речевого выдоха ___
• Сила голоса ___
• Модуляция голоса ___
6. Особенности динамической стороны речи.
• Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___
• Ритм (нормальный, дисритмия) ___
• Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ___
• Употребление основных видов интонации ___
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
• Повторение слогов с оппозиционными звуками.
ба-па-ба па-ба-па ___
да-та-да ___ та-да-та ___
га-ка-га ка-га-ка ___
за-са-за са-за-са ___ _
та-тя-та ___ тя-та-тя ___
• Выделение начального ударного звука из слов.
Астра арка_ ___
Осень ___ озеро __
Улей ___ уши___
Иглы искры ___
Логопедическое заключение
___
Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___