Ольга Кряж
Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.
Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.
Темочки:
Следовательно, развивающую или коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.
Регулярное проведение таких упражнений позволит :
• выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
• стабилизировать общий тонус организма;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• улучшить фонематический слух;
• формировать умение изменять модуляцию голоса;
• улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
• повысить речевую активность;
• оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперак-тивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.
Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой. Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.
Перед началом упражнения педагог подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него рукой или блестящей указкой («волшебной палочкой») со словами:
Вы сегодня не ребята,
Вы — смешные медвежата.
Ваня не ребенок,
Ваня — медвежонок.
Таня не ребенок,
Таня — медвежонок.
В это время детям можно предложить закрыть глаза, расслабиться и открыть их только после прикосновения - «превращения».
«Шарфики»
ЦЕЛИ:
Помимо снятия напряжения с плеч и шеи это упражнение способствует улучшению кровоснабжения головы, движения спинно - мозговой жидкости.
Мама мишек одевала,
Шарфики всем завязала.
Покрутили головой,
Хорошо как и тепло.
Дети спокойно сидят на стульчиках.
Педагог подходит к каждому ребенку, имитирует «завязывание шарфа», при этом дети немного вытягивают шею вверх, затем расслабляют ее.
Поворачивают головы вправо- влево.
Играем с песком»
ЦЕЛИ:
• чередовать напряжение и расслабление мышц рук;
• развивать мелкую моторику пальцев рук, правильное дыхание;
• снимать эмоциональное напряжение.
Песочек в руки набираем,
Пальцы крепко мы сжимаем,
Чтоб песок не высыпался,
Чтоб в руках у нас остался.
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем.
Стряхнули с рук песок.
Устали ручки. Ох!
Дети выполняют захватывающее движение руками (вдох).
Крепко сжимают кулаки.
Медленно разжимают пальцы рук (выдох).
Потряхивают руками.
Кладут расслабленные руки на колени.