Елена Прокопенко
Речедвигательная гимнастика как форма физминутки на занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе последнее время мы стали отмечать увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Кроме нарушения речи на всех уровнях, для них свойственно нарушение общей, тонкой и артикуляционной моторики, их движения отличаются недостаточной четкостью и организованностью, неточным удержанием позы. Из-за особенностей нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Кроме этого их отличает незрелость слухо-зрительно-пространственного анализа и синтеза, речеслухового восприятия.
Публикация «Речедвигательная гимнастика как форма физминутки на занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Чтобы коррекционная работа была максимально плодотворной необходим достаточно высокий уровень познавательной активности, высокий уровень развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, а это требует комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. И это подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе. Одними из таких приемов являются речедвигательная гимнастика.
Благоприятной почвой для развития речи являются движения – значительно более древние свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь своевременного развития речи.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как: И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. Доказана теснейшая связь между движениями и формированием речи, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, при чем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Особенно тесно связано с формирование речи развитие тонких движений пальцев рук. В работах таких авторов как М. М. Кольцова, М. Аксенова и других показано, что развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи. Точное, четкое, динамичное выполнение двигательных упражнений подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу необходимо выстраивать от движений к речи, что с успехом реализует речедвигательная гимнастика. Она сочетает в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой и используют механизм их функционального единства.
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Использование данного метода повышает эффективность коррекционно-логопедической работы, стимулируя интенсивное формирование моторной сферы и фонематической стороны речи.
В своей работе по преодолению общего нарушения речи мы используем речедвигательную гимнастику как элемент в комплексной работе, как одно из средств формирования правильного произношения, нормализации мышечного тонуса, воспитания чувства ритма, развития дыхания, слухового внимания и памяти. Данную технологию мы используем наряду с традиционными методами, поэтому не выделяем ее как самостоятельную непосредственно организованную деятельность, а включаем в структуру других занятий на разных этапах коррекционной работы.
Прежде всего, мы включаем речедвигательные упражнения на этапе работы над звуком: при проведении артикуляционной гимнастики, при постановке звукопроизношения и на этапе автоматизации и закрепления правильного произношения. На занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза мы используем речедвигтельную гимнастику, как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи. А на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи данную технологию применяем как один из способов организации динамических пауз и организационных моментов, при этом подбирая упражнения в соответствии с лексической темой, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей и исходя из принципа «от простого к сложному».
Таким образом, используя данную технологию, мы решаем следующие задачи:
• Повышение речевой активности;
• Активное развитие общей, мелкой моторики и координации движений;
• Нормализация речевого дыхания;
• Уточнение артикуляции имеющихся звуков, создание базы для успешной постановки и автоматизации нарушенных звуков.
Двигательно-речевые физминутки - этот вид физминуток наиболее популярен на занятиях. Дети коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем и кружимся потом
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, на занятиях бисероплетение и флористика используются оздоровительные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние. Дети после физминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Физминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий. Самое главное правило — физминутки на занятиях должны проводиться систематически, а не от случая к случаю.
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно важно, чтобы родители умели выполнять задания в домашних условиях.
Существуют разнообразные упражнения, игры, множество гимнастик для развития органов артикуляции, а так же пальчиковых игр, которые родители могут проводить с ребёнком дома. Но остановимся мы на речедвигательных упражнениях с элементами психогимнастики. Очень важно понять значение таких упражнений, которые:
• Развивают общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Стимулируют речевое развитие;
• Повышают работоспособность головного мозга;
• Оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм;
• Нормализуют психическую и двигательную активность ребёнка, приводят к улучшению настроения.
Рекомендации для проведения упражнений.
В зависимости от возраста ребёнок может сидеть либо за столом, либо на коврике. Движения и речевой материал заучивать предварительно не обязательно – упражнения проводятся по подражанию вместе с Вами (со взрослым). Важно не забывать, что упражнения должны быть эмоционально насыщенными, проводить их нужно в игровой форме, чтобы они приносили Вашему ребёнку радость и удовлетворение. При выполнении упражнений можно включить негромкую, спокойную музыку, чтобы создать соответствующий настрой. Ваша речь должна быть четкой и понятной ребёнку, не бойтесь использовать как можно больше мимики. Это вызовет у ребёнка сначала непроизвольное подражание, а затем он самостоятельно начнёт обогащать свои эмоции, интонацию и мимику.
Теперь я приведу Вам несколько игровых упражнений, которые пользуются успехом у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
«Игра с шишками»
Мама с мишками играла,
Шишки разные кидала.
Взрослый имитирует «бросание» воображаемой шишки, ребёнок совершает хватательное движение рукой
Медвежата их поймали,
С силой сжали, разломали,
Сильно сжимаем кулачок
В стороны бросали,
Выполняем бросающие движения
А ручки отдыхали.
Потряхиваем расслабленно кистями рук.