МААМ-картинки

Речь воспитателя как средство развития речи детей. Требования к речи воспитателя

Олеся Смольская
Речь воспитателя как средство развития речи детей. Требования к речи воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Речь воспитателя как средство развития речи детей. Требования к речи воспитателя.

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.

Качества речи педагога, характеризующие её культуру:

Публикация «Речь воспитателя как средство развития речи детей, Требования к речи воспитателя» размещена в разделах

1. Правильность, т. е. соответствие речи языковым нормам, является обязательным качеством любой речи, и речи педагога обязательно. Слушая его, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартного построении фразы.

2. Точность, т. е. соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точная речь- это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено слово то, что должно быть сказано.

3. Логичность, т. е. смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трёх смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4. Чистота. Иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистая речь-это речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а также диалектных, жаргонных выражений.

5. Выразительность, особенность речи, захватывающая внимания и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей.

6. Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7. Уместность-употребление в речи единиц соответствующих ситуации и условиям общения. Так выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли определять правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Некоторые недочеты речи педагога:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико-грамматическом оформлении;

Употребление в речи слов – паразитов;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;

Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Требования к связной речи педагога и ее лексико-грамматическому оформлению

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

- при работе с картинкой;

- при пересказе;

- при рассказывании из личного опыта;

- для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Таким образом, работая с детьми, Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.

Мощным орудием воздействия на ребенка является выразительность речи взрослого. Это интонация, темп речи, сила, высота голоса.

Выразительная речь:

o захватывает, привлекает внимание;

o создает атмосферу эмоционального сопереживания;

o способствует полному осознанию речи взрослого. Качественная трансляция – 100% прием, усвоение.

Речь воспитателя должна отличаться богатым словарным запасом.

Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка и помогает сформировать у детей выразительность речи, навыки точного словоупотребления.

Воспитателю необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка (старший дошкольник до 5 тыс. слов).

С давних времен четкая речь является показателем ясности мысли, культуры, мышления. Обучая детей практическому овладению родным языком, взрослые решают одновременно и – задачу развития речевой культуры: освоение речевого этикета, достижений современного общества в области поведения и общения.

Этикет создает условия благоприятные для общения и существования людей.

Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

Он помогает:

- донести до окружающих свои мысли, впечатления, чувства;

- поделиться знаниями;

- договориться о совместной деятельности;

- отстоять свою позицию в споре, регулировать поведение людей;

- предотвратить негативные переживания.

Вот простейшая формула речевого этикета:

Думай, кому говоришь;

Что говоришь

Где говоришь

Зачем говоришь

Какие из этого будут последствия

Умей не только говорить, но и слушать.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь воспитателя как средство развития речи детей. Требования к речи воспитателя
Опубликовано: 23 октября 2024 в 12:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь воспитателя как средство развития речи детей. Требования к речи воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Смольская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД