Олеся Смольская
Речь воспитателя как средство развития речи детей. Требования к речи воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Речь воспитателя как средство развития речи детей. Требования к речи воспитателя.
Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.
Качества речи педагога, характеризующие её культуру:
Публикация «Речь воспитателя как средство развития речи детей, Требования к речи воспитателя» размещена в разделах
1. Правильность, т. е. соответствие речи языковым нормам, является обязательным качеством любой речи, и речи педагога обязательно. Слушая его, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартного построении фразы.
2. Точность, т. е. соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точная речь- это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено слово то, что должно быть сказано.
3. Логичность, т. е. смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трёх смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4. Чистота. Иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистая речь-это речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а также диалектных, жаргонных выражений.
5. Выразительность, особенность речи, захватывающая внимания и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей.
6. Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
7. Уместность-употребление в речи единиц соответствующих ситуации и условиям общения. Так выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли определять правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Некоторые недочеты речи педагога:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико-грамматическом оформлении;
Употребление в речи слов – паразитов;
Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;
Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;
Произнесение слов с неправильным ударением;
Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
Требования к связной речи педагога и ее лексико-грамматическому оформлению
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;
При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;
Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Образец используется:
- при работе с картинкой;
- при пересказе;
- при рассказывании из личного опыта;
- для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.
Таким образом, работая с детьми, Воспитатель должен обратить внимание на следующее:
Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;
Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.
Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.
Мощным орудием воздействия на ребенка является выразительность речи взрослого. Это интонация, темп речи, сила, высота голоса.
Выразительная речь:
o захватывает, привлекает внимание;
o создает атмосферу эмоционального сопереживания;
o способствует полному осознанию речи взрослого. Качественная трансляция – 100% прием, усвоение.
Речь воспитателя должна отличаться богатым словарным запасом.
Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка и помогает сформировать у детей выразительность речи, навыки точного словоупотребления.
Воспитателю необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка (старший дошкольник до 5 тыс. слов).
С давних времен четкая речь является показателем ясности мысли, культуры, мышления. Обучая детей практическому овладению родным языком, взрослые решают одновременно и – задачу развития речевой культуры: освоение речевого этикета, достижений современного общества в области поведения и общения.
Этикет создает условия благоприятные для общения и существования людей.
Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.
Он помогает:
- донести до окружающих свои мысли, впечатления, чувства;
- поделиться знаниями;
- договориться о совместной деятельности;
- отстоять свою позицию в споре, регулировать поведение людей;
- предотвратить негативные переживания.
Вот простейшая формула речевого этикета:
Думай, кому говоришь;
Что говоришь
Где говоришь
Зачем говоришь
Какие из этого будут последствия
Умей не только говорить, но и слушать.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.