Лариса Бутрик
Речь и музыка. Роль музыкальных занятий в формировании речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
От чего речь одного ребенка отчетлива, а другого - не разборчива и не понятна?
С каждым годом увеличивается число детей с неправильной речью. На музыкальных занятиях создаются все условия для формирования у дошкольников внятной речи.
Основная задача музыкального воспитания : воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Публикация «Речь и музыка, Роль музыкальных занятий в формировании речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Основным принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес.
Основные принципы формирования правильной речи :
• Взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи;
• Игровая методика обучения;
• Особая методика взаимоотношений.
Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти - ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения, артикуляции.
Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетика – фонематического слуха. Необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого проводятся музыкально-дидактические игры.
Большое внимание уделяется голосу ребенка. Голос – это инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (шум ветра, голоса животных и птиц, звуки музыкальных инструментов и так далее). В подобных играх формируется звукообразование, развивается интонационный и фонематический звук.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Рекомендуется массаж кистей рук, пальцев рук, а также пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку.
Развитие мелкой моторики рук связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и, что самое важное, с развитием речи.
Итак, основными принципами формирования правильной речи дошкольников являются :
• Воздействие на биологически активные точки организма;
• Стимуляция речевых зон коры головного мозга;
• Лечение внутренних органов, нормализация работы организма в целом;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Автоматизация звуков;
• Развитие памяти, внимания;
• Развитие связной речи;
• Совершенствование навыков пространственной ориентации;
Но при этом необходимо помнить, что главная роль в коррекции речи ребёнка принадлежит родителям, и от того, насколько они готовы к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.