Анжелика Федотова
Рецензированный проект «Погружение в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом
они начинают прорастать. Биография человеческой
души, человеческого сердца – это прорастание семян,
развитие их в крепкие, большие во всяком случае, растения»
Владимир Солоухин
Наблюдения за детьми в течении учебного года в ДОУ, анализ диагностики развития позволили сделать вывод о том, что воспитанникам старших групп необходимо проводить работу, направленную на гармонизацию психоэмоционального состояния.
Эмоциональные состояния, будь то радость, грусть, гнев или удивление, всегда проявляются в поведении.
Публикация «Рецензированный проект „Погружение в сказку“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Существуют несколько типов детей, в соответствии с дисгармоничными проявлениями эмоциональных состояний:
1. Возбуждённые, расторможенные, невнимательные и суетливые дети. Они переполнены положительными эмоциями сверх меры. Выражение их лица ежесекундно меняется, руки и тело находятся в постоянном движении из-за напряжённого состояния мышц.
Такое поведение можно объяснить неосознанным стремлением сбросить нервное напряжение.
2. Возбудимые, но с преобладанием отрицательных эмоций дети. Они выглядят раздражительными, угрюмыми и упрямыми. Многие из них большие любители подраться, и в трудной ситуации отдают предпочтение грубой физической силе.
3. Тихие, болезненные, неуверенные в себе, одинокие, застенчивые и покорные дети. Можно предположить, что высокий уровень подсознательного страха, тревоги, чувства вины парализует их волю и понижает тонус мышц.
4. И наконец, есть дети, которые вообще лишены эмоций. Внешне они выглядят равнодушными, безразличными и, что называется, «непробиваемыми». Такие дети в значительной степени лишены богатства чувств, радости приобщения к красоте мира и удовлетворения от умения сопереживать. То есть эмоции присутствуют, но остаются «невидимыми».
Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность; расслабление восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал… Расслабляясь, возбуждённые, беспокойные, нервные постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми.
Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Научившись расслаблению, каждый ребёнок получает то, в чём ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов, будь то процессы познавательные, эмоциональные или волевые.
Программа построена на принципах сказкотерапевтической коррекции и терапии. То есть ребёнку предлагается множество моделей поведения в различных значимых для него, проблемных ситуациях и представляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше этих моделей. От лица героев сказки дети легко воспринимают правила поведения, с удовольствием выполняют различные задания. Ребята чувствуют себя защищёнными в сказке, раскованными, говорят о своих проблемах и страхах свободно, преодолевают трудности совместно.
Кроме этого, в сказочном мире дети рисуют, играют, сочиняют новые сказки. В занятия входят задания на развитие саморегуляции, эмпатии, креативного мышления и фантазии; упражнения на развитие умения выражать свободно мысли; упражнения на снятие мышечных зажимов, на развитие эмоциональных ощущений и связанных с ними физических состояний.
Таким образом, здесь и терапия рисованием, и музыкотерапия, и мандалотерапия, и игровая терапия, а также расслабление – медитация.
Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это момент волшебства, таинства, «наполнение суперэнергией». Войти в такой мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нём творцом и создателем – значит внести реальные изменения в реальную физическую жизнь.
Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу. У каждой сказки неповторимый дух, свои особенности. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Цель проекта: развитие творческих способностей и укрепление психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии, арт-терапии и музыкальной терапии.
Задачи:
1. Развитие творческого воображения и фантазии;
2. Развитие вариативности и оригинальности мышления;
3. Развитие коммуникативных навыков;
4. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
5. Гармонизация эмоционального состояния;
6. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающая программа состоит из 12 занятий, предназначенных для детей дошкольного возраста. Рекомендуется провести первичную диагностику развития эмоционально-личностной и познавательной сферы, а также творческого мышления детей в сентябре и для отслеживания динамики развития, повторную – в мае. Данная программа рассчитана на проведение занятий в течение трёх месяцев – с октября по декабрь.
Численность группы не должна превышать 8-10 человек.
Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 – 50 мин, в зависимости от творческих заданий.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
Цель: сближение, принятие другого, создание положительного эмоционального настроя на взаимодействие, гармонизация внутреннего мира, ослабление психической напряжённости.
2. Беседа.
Цель: обозначить тему, наметить её основные направления, актировать познавательный интерес и мыслительный процесс.
3. Сказкотерапия + медитация.
Цель: гармонизация эмоционального состояния с помощью погружения в сказку, используя медитативные техники.
В данной части происходит наиболее полный процесс расслабления с помощью концентрации внимания на зрительных или слуховых объектах, либо на состояниях своего тела.
4. Арт-терапевтическая техника.
Цель: закрепление процесса погружения и расслабления через средства арт-терапии, активация творческих и мыслительных процессов + обратная связь.
5. Ритуал прощания.
Конспекты занятий
Занятие 1. «Мы и наше настроение»
Цель: «Знакомство детей друг с другом и психолога с группой. Создание сказочной атмосферы»
Ход занятия
1. Игра – знакомство: «Какой я?»
- Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди будет называть своё имя, а также три прилагательных о себе. У меня в руках мяч. Я начинаю. Мяч мы тоже передаём по кругу.
2. Беседа о психологии
- Сегодня я вам немного расскажу о себе и о науке, которая называется психология. Я – психолог. А наука психология – это наука о душе.
Как вы думаете, что такое душа?
- Ответ
- Да, конечно, душа есть у каждого из вас. И через душу мы познаём эмоции. А какие эмоции вы знаете?
- Ответ
3. Сказкотерапия: «Жила была девочка Варя…»
- А теперь я вам расскажу сказку: «Когда-то очень давно, ещё до динозавров, на нашей земле жили необыкновенные люди, которые понимали язык зверей и птиц, умели обращаться со стихиями и были в целом очень хорошими и добрыми людьми. Они не умели огорчаться и плакать, злиться и обижаться. И вот среди этих людей была девочка Варя. Она была такая же, как все, не чуть ни хуже или не лучше своих родителей. У неё были большие голубые глаза, светлые волосы, заплетённые в две маленькие смешные косички, торчащие в разные стороны и веснушки, рассыпанные по лицу, словно маленькие капельки солнца. Варвара была очень весёлой и счастливой девочкой. Хрупкая и тоненькая на вид, она поражала своей подвижностью и спонтанностью. Она очень быстро принимала решение и внезапно исчезала куда-нибудь…
И вот как-то, на своё День рождение, когда ей исполнилось 6 лет, девочка убежала в лес к своим друзьям, рассказать о том, что она стала взрослой. Минуточку, лес был не далеко и маленьким детям разрешалось посещать его по желанию.
- А далее мы с вами начинаем фантазировать и придумывать сказку сами… Кого встретила девочка в лесу?
Что подарили ей лесные звери?
Как мы закончим нашу сказку?
Хотите ли вы ещё, чтобы к вам пришла Варвара?
4. Арт-терапевтический метод: Рисуем своё настроение
Во время выполнения задания звучит музыка
Обсуждение
5. Ритуал прощания
- Повторяйте за мной
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа,
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа с права, приговаривая
- Он такой хороший!
- Я такой хороший! (гладим себя)
- Я лучше всех!
А теперь наше занятие подошло к концу…
Занятие 2. «Погружение в сказку»
Цель: «Установление доверительных отношений в группе. Ознакомление детей с базовыми эмоциями + первый опыт медитации в сказке»
Ход занятия
1. Ритуал приветствия: «Добрый день!»
- Всем Добрый день!
Ребята, давайте встанем в круг, возьмём друг друга за руки и поздороваемся. Каждый по очереди называет своё имя, произносит фразу «Добрый день, Имя!», поворачиваясь к рядом стоящему, улыбается и кивает головой.
Далее повторяйте за мной…
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка – Земля!
Здравствуй ты, и здравствуй я!
Ещё раз друг другу улыбнулись, вытянули руки вверх вместе и подняли их к небу и солнцу.
Вот какое замечательное настроение мы с вами создали!
2. Беседа об основных эмоциях
Рассказ психолога об основных базовых эмоциях.
Далее руководитель берёт в руки кубик, где изображены разные эмоции и просит детей рассказать о том, что они видят. Кубик ходит по кругу, дети сами выбирают ту эмоцию, которая в данный момент им близка и пытаются объяснить и возможно показать её мимикой и жестами. Можно задать вопрос: «Кто и когда испытывал эмоцию злости, обиды, вины, радости, грусти?»
3. Сказкотерапия + медитация
- А теперь я расскажу вам о том, что же случилось с Варей недавно: «Варвара, проснувшись с утра, решила навестить своих любимых дельфинов на берегу моря. Она вспомнила, что обещала встречаться с ними гораздо чаще… Ведь дельфины начали учить её, как чувствовать людей и передавать мысли на расстоянии. Это называется телепатия. Девочке безумно нравилось погружаться с дельфинами в мир чувств. С ними она становилась ещё более чуткой и открытой, и какой-то «любвиобильной».
Ребята, давайте попробуем вместе с Варей окунуться в водную стихию с дельфинами. Конечно – это море! Я включаю медитативную музыку, а вы разбирайте коврики и ложитесь поудобнее.
Играет негромкая медитативная музыка
Прикрываем глазки, слушаем музыку, расслабляемся и начинаем каждой своей клеточкой тела ощущать себя в воде. Вы плаваете вместе с дельфинами, и вы умеете это делать. Вам так хорошо и вы понимаете почему то, что хотят от вас эти большие умные животные.
Побудьте в море столько сколько вам захочется…»
10-12 мин – пауза
- Окей! На счёт три открываем глаза, приходим в себя, подымаемся, складываем коврики и садимся на своё место.
Обсуждение
4. Арт-терапевтический метод. Рисуем море и дельфинов.
Обсуждение рисунков: «Какое настроение вы передали своим рисунком?»
5. Ритуал прощания
Занятие 3. Когда я злюсь…
Цель: «Закрепление понятия базовой негативной эмоции и развитие умения анализировать и определять своё состояние и окружающих людей»
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
2. Беседа о сказке «Теремок»
Психолог вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Теремок» и выявляет негативную роль медведя. А затем предлагает придумать новую сказку, но с хорошим концом.
- Что произошло с медведем?
- Какой был медведь и каким он стал?
- Каким он стал?
- Почему важно, чтобы в сказке был хороший конец?
3. Медитация без слов
А сейчас я вам поставлю музыку и хочу, чтобы сегодня вы сами почувствовали о чём это музыка. У каждого сложится обязательно своё личное мнение.
Играет медитативная музыка 10 минут
Обсуждение
4. Арт-терапевтический метод. Рисуем «Мандалу эмоций».
Психолог рассказывает о самом понятии «Мандала», о том какие они бывают и даёт задание: «Нарисуйте мандалу, как если бы это был апельсин в разрезе. Каждая долька обозначает эмоцию. Вы рисуете «Мандалу эмоций». Каждый цвет в мандале обозначает определённую эмоцию. Какую, вы мне потом расскажите…»
Обсуждение
5. Ритуал прощания
Занятие 4. Я радуюсь
Цель: «Развитие творческого воображения и фантазии. Дальнейшее самораскрытие, самопознание и умение анализировать»
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
2. Беседа о нашем плохом настроении
Психолог рассказывает о том, что у людей иногда бывает плохое настроение и приводит примеры из жизни.
- И мы с вами не исключение. Я бы хотела, чтобы каждый из вас вспомнил какую-нибудь свою историю о плохом настроении. Что произошло и когда ваше состояние поменялось?
3. Сказкотерпия: «Варя и птицы»
- Ребята, вы помните нашу замечательную девочку Варю, которая вообще не знает, что значит огорчаться. Она просто не умеет это делать. Я сейчас вам расскажу маленькую историю из Вариной жизни: «Варя как-то гуляла в парке с ребятами. Был замечательный тёплый день. Светило яркое солнце. У всех было замечательное настроение. И вдруг девочка заметила стаю птиц, летящих в небе.
- Смотрите, смотрите, как красиво! – воскликнула Варя и побежала вместе со стаей, как будто она тоже превратилась в птицу и полетела.
- Мы стая птиц! - кричала Варя, подыгрывая и убегая вперёд. Её всегда завораживал полёт птиц, свобода, лёгкость передвижения. Какая-то безграничная радость охватила всех ребят и они, повторяя за Варей движения полёта, как будто бы полетели, стали очень-очень лёгкими и взметнули ввысь.
Теперь они кружили по кругу, передавая каждому свою эмоцию сильной радости и счастья – эйфории. И это было так красиво и завораживающе, так легко и свободно.
- Мы птицы, мы летим. – выкрикивали ребята и им было так хорошо.»
Обсуждение
4. Арт-терапевтический метод. Создаём мандалу хорошего настроения
Психолог предлагает детям разноцветный мозаичный материал из цветного картона и природный материал и просит создать каждому хорошее настроение через мандалу. После окончания работы её надо обязательно назвать.
Обсуждение
5. Ритуал прощания
Занятие 5. Эмоция обиды
Цель: «Распознавание эмоции обиды. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения»
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
2. Беседа об эмоции обиды
Психолог ярко описывает эмоцию обиды на живых примерах и просит поделиться детей о том, как и когда они испытывали данную негативную эмоцию. Что они при этом чувствовали, или что им хотелось сделать или сказать? И почему эта эмоция несёт в себе разрушительную силу?
3. Сказкотерапия: «Волшебник ЗААРА»
- А сейчас я вам расскажу сказку:
«Итак, в одной самой обыкновенной семье жил самый обыкновенный мальчик Миша. Он очень любил играть во дворе, кататься на велосипеде, строить песочные замки и т. д. Но при этом у него было очень часто грустное настроение. То ли с мамой поругался, то ли не выспался, то ли просто всё ни так… В общем, в таком настроении он выходил на улицу, и туча недовольства ещё больше сгущалась. На него ни так смотрели или нечаянно толкали… Ему кто-то что-то ни так говорил, и он мог расплакаться… Ну всё было ни так, как хотел ОН.
И вот в один прекрасный день, а вернее в ночь, когда из слёз Миши можно было сложить огромную Эйфелеву башню, к нему в гости во время сна пришёл Великий Волшебник Заара.
- Ребята, а как вы думаете, с какой эмоций не мог справиться мальчик Миша?
* * *
- Правильно, эмоцией «Обиды».
Волшебник посмотрел на мальчика и сказал:
- Ты не умеешь радоваться, друг.
- Ну да, верно, - ответил мальчик с грустью.
- Я сегодня помогу тебе, но при одном условии, если ты впредь перестанешь обижаться вообще.
Если ты не выполнишь моё условие, твои обиды превратят тебя в Неудачника, у которого в жизни всё будет складываться наперекосяк и любить тебя никто не будет.
- А как, как! – расплакался Миша, - «Я не смогу. У меня не получится.»
По мере того, как он плакал, волшебник просто смотрел ему в глаза. Миша потихоньку успокаивался. Но Заара всё смотрел и смотрел ему в глаза. Мальчик стал как-то странно себя чувствовать, как-то по-новому, необыкновенно легко и радостно, как будто ком из горла вышел. Он не понимал, что с ним происходит, но ему совершенно не хотелось уходить от волшебника. Ему казалось, что оно и Заара – это одно целое и он бесконечно его любит.
Волшебник вдруг опустил глаза. После непродолжительной паузы Миша подошёл к нему, обнял его и сказал: «Я очень, очень сильно тебя люблю. Спасибо тебе за всё! Я постараюсь никогда больше не обижаться, ни на кого: ни на маму, которая меня ругает за дело; ни на друзей, которые меня любят; ни на солнце, от которого бывает жарко; ни на дождь, который всегда льёт, когда хочется гулять… Я просто буду счастливым и радостным. Я так хочу!»
Волшебник Заара улыбнулся… Сегодня он помог ещё одному малышу стать счастливым.
Утром Миша проснулся и как ни в чём не бывало поцеловал маму, сказав ей: «Доброе утро!». У него было замечательное настроение. И он помнил всё, что произошло во сне.
- Я другой, - сказал он себе.
- Я новый, радостный, счастливый! И я такой буду всегда!»
4. Упражнение «Расставание с обидой»
- Ребята, Мише от обиды помог уйти волшебник Заара. Но вы понимаете, что волшебник не может прийти к каждому и помочь.
- Вы мне доверяете? Я же ПСИХОЛОГ.
- Ответ.
- Давайте мы вместе с вами уберём обиды, которые мы насобирали за всю нашу жизнь с момента рождения.
- Ответ.
- И в этом нам поможет упражнение, которое так и называется «Расставание с обидой».
Звучит медитативная музыка, детям раздают воздушные шары
Психолог произносит:
«Мы слушаем мягкую, спокойную музыку. Закрываем глазки и чувствуем, как это музыка плавно заполняет наше тело с ног до головы. Каждый из вас становится частью этой музыки, как будто растворяется в ней…
А теперь представьте, как из каждой вашей клеточки, из каждого вашего органа выходят негативные эмоции и собираются через руки к шарику. А шарики в свою очередь надуваются всё больше и больше… У кого сколько обиды – так шарики и надуваются…
И как вам кажется, когда у вас всё вышло плохое и не нужное, произнесите такие слова: «Я с обидой не грущу,
Поскорее отпущу!»
И открывая глаза, отпускайте шарики в открытое окно…
* * *
- Хорошо. Я думаю, вы почувствовали, сколько вы выпустили своих негативных эмоций.
Обсуждение
5. Ритуал прощания
Занятие 6. «Счастливый колобок»
Цель: «Сплочение детей, выработка положительного настроя и эмоций. Активация творческого потенциала. Развитие свободно и ясно выражать свои мысли»
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Психолог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «У нас тоже!»
«Я делюсь с вами хорошим настроением!»
«Мы тоже»
«Я дарю вам улыбку!»
«Мы тоже!»
«Я вас люблю!»
«Мы тоже!»
«Я вас обнимаю!»
«Мы тоже!»
Все обнимаются в едином круге…
«Ваше настроение отличное?»
«Да!»
2. Беседа о сказке «Колобок»
Психолог рассказывает и рассуждает с детьми о том, как написана сказка «Колобок»; какими главными качествами обладает колобок, заяц, волк, медведь и лиса; какую песенку всё время поёт главный герой; чему учит данная сказка и можно ли изменить в ней содержание.
3. Сказкотерапия: «Сказка про «Колобка» на новый лад»
- Ребята, на самом деле мы в своём воображение можем всё. И сегодня я вам предлагаю изменить содержание сказки «Колобок» так, как вы этого захотите. Почему я так сказала? Потому что мы можем изменить не только конец сказки, но и поведение самих героев сказки. Мы даже можем поменять слова в песенке «Колобка» и поведение колобка.
Ну, например,
- Я колобок, колобок
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешан,
Да в масле пряжён,
На окошке стужён;
Дед меня лю-ю-бит,
И баба меня лю-ю-бит,
Приходи, заяц, к нам в дом, дорогим гостем будешь…
- Как вам такой поворот?
- Ответ.
- У нас есть замечательные деревянные фигурки героев из этой сказки. Выбирайте, кто кем будет, и мы с вами придумаем новую добрую историю со счастливым концом.
4. Арт-терапевтический метод. Лепим из пластилина понравившегося героя придуманной сказки
Обсуждения
5. Ритуал прощания
Занятие 7. «Мои страхи»
Цель: «Гармонизация эмоционального состояния. Знакомство со страхами. Развитие творческого воображения и фантазии»
Ход занятия
В аудитории на полу разбросаны морские камешки
1. Ритуал приветствия
2. Беседа об эмоции страха
Психолог спрашивает у детей, что такое страх; как его можно отличить от других эмоций; что происходит в теле, когда человек боится и какие страхи они испытывали в своей жизни.
Далее, используя опросник Захарова психолог быстро диагностирует
страхи у детей.
3. Сказкотерапия + игровая терапия + медитация: «Долой страхи»
- Ребята, вы заметили на полу камешки?
- Ответ.
Играет медитативная музыка
- Представьте, что среди этих камней есть ваши страхи. Соберите их, пожалуйста, столько, как вам кажется, у вас есть страхов. А я в это время вырежу из цветной бумаги вам человечков и раздам.
- Хорошо! Теперь своими камешками закройте своих человечков, ведь они же очень сильно боятся и из-за страхов ничего не видят. Камешки как бы прилипли к вашим человечкам и просто так от них не избавишься.
- Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы страхи нас отпустили?
- Ответ.
- Ой, посмотрите, камни стали оживать! Они же морские. Вы чувствуете? Они пытаются нам что-то сказать…
* * *
- Я поняла. Давайте будем брать камешки по очереди, и они будут нам рассказывать истории про ваши страхи.
И так, каждый берёт со своей кучки по одному камешку, зажимает в ладошке и держит до тех пор, пока камень не отреагирует.
Обсуждение
- Видите, они волшебные и они всё знают. Давайте попросим наши камни забрать страхи. А для этого нам надо выучить такие слова:
Дорогой камень,
Помоги мне, дай мне силу света,
И забери у меня кусочек страха.
Спасибо!
И так далее, продолжаем до тех пор, пока камни будут лежать на человечках.
4. Арт-терапевтический метод. Разукрашивание человечков цветными фломастерами
Обсуждение
5. Ритуал прощания
Занятие 8. «Солнечное настроение»
Цель: «Стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения»
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
2. Беседа: «Знакомство со стихиями»
Психолог рассказывает детям о том, что такое стихии, что они собой представляют и как отличать одну стихию от другой по состоянию.
3. Сказкотерапия + медитация: «Варя и солнце»
«Как-то, в один прекрасный день, Варвара проснулась от яркого солнечного света. Лучи солнца так и стреляли по её лицу, она стала улыбаться, сама того не осознавая. И конечно, как можно долго лежать в постели, когда светит солнце, её солнце. Девочка с рождения считала себя солнечным ребёнком, хотя бы потому что веснушки на её лице всегда об этом напоминали. Подбежав к окну, Варя бормотала что-то себе под нос, договариваясь о чём-то с солнцем, а потом приняла решение, что сегодня она посвятит день своему любимому солнцу. Она будет с ним разговаривать, рассказывать ему про свои самые сокровенные тайны, делиться с ним, наслаждаться его теплом, а главное – заполняться его энергией. После солнечных ванн Варвара чувствовала себя необыкновенно счастливой и энергичной, и могла кучу делать переделать в этот день».
- Ребята, давайте мы с вами окунёмся в солнечный мир и прочувствуем с Варей, как это замечательно!
Играет медитативная музыка
- Укладываемся на свои коврики, расслабляемся, прикрываем глазки и превращаемся в маленькие лучики солнца… Потихонечку эти лучики становятся всё больше и горячее.
И вот через некоторое время вы становитесь частью солнца, как будто бы солнце держит вас в руках, и любит, и лелеет и помогает вам справиться с жизненными трудностями и воспоминаниями.
Солнышко не просто к вам пришло. Оно пришло полечить вас.
Побудьте в этом состоянии…
* * *
Обсуждение
4. Арт-терапевтический метод. Рисуем стихию огня
Обсуждение
5. Ритуал прощания