Наталия Жекова
Ребёнок с СДВГ — это медицинский и нейропсихологический диагноз
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок с СДВГ - это не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, ребёнок с СДВГ имеет нейрофизиологические проблемы, справится, с которыми само-стоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребёнка, а скорее ухудшат его.
Публикация «Ребёнок с СДВГ — это медицинский и нейропсихологический диагноз» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Нейропсихологические игры и занятия
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Правила работы с детьми с СДВГ :
1. Оптимальное место в классе для ребёнка с СДВГ - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
2. Не забывать включать в урок физкультминутки.
3. Предоставить ребёнку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребёнка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
4. Направлять энергию детей с СДВГ в полезное русло : вымыть доску, раздать тетради.
5. Спокойно относитесь к движениям ребёнка (он может теребить предметы, дёргать или постукивать ногой и т. п., не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребёнку найти такие формы двигательной активно-ти, которые не мешали бы ему и другим.
6. Большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них.
7. Не давать сложных, многоуровневых инструкций, ребёнок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
8. Для улучшения организации учебной деятельности ребёнка используйте простые средства - планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики.
9. Когда ребёнок отвлёкся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приёма Вы можете выработать у ребёнка рефлекс сосредоточения внимания.
Для детей СДВГ хорошо подходят следующие занятия:
Психогимнастика «Змея».
Цель: оптимизация тонуса мышц. Исходная позиция - лёжа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя змеей:
• • медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;
• • приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены:
• вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания. Дыхательные упражнения. Цель: развитие произвольности и само-контроля, ритмирование организма. Ребёнок лежит на спине, руки и ноги ле- жат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребёнок делает вдох че-рез нос, выдох через широко открытый рот.
Глазодвигательные упражнения. Цель: расширить поле зрения, улучшить восприятие. Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, только рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе.
Телесные упражнения «Качалочка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Исходное положение - ребёнок сидит, обхватив согнутые ноги руками, затем откатывается назад, ложась на спину, и возвращается в исходное положение. Во время выполнения всего упражнения ноги у ребёнка согнуты, и он обхватывает их руками.
Упражнения для развития мелкой моторики рук «Кулак – ребро - ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Исходная позиция - сидя на полу. Ребёнку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребёнок выполняет упражнение вместе с педагогом-психологом, затем по памяти в течение 8 - 10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении педагог-психолог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак - ребро - ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Исходное положение - сидя на полу. Педагог-психолог: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Рассла-били руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем
и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза! Это и каждое после-дующее упражнение повторяется 3 раза.