любовь костева
Ребенок — конформист: как так получилось?
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок – конформист : как так получилось?
Для начала четко необходимо определить понятие конформизма. В широком смысле оно будет обозначать повышенное стремление действовать согласно чужому мнению или стилю поведения, даже если они и расходятся с собственным мнением и поведением человека. Упрекать человека в конформизме, как и хвалить за него, во всяком случае не рекомендуется.
Публикация «Ребенок — конформист: как так получилось?» размещена в разделах
Конформистское поведение в некоторых ситуациях является самым рациональным выбором. Оно не только может помочь человеку приспособиться, но иногда и добиться определенных успехов в жизни. Однако раз на раз не приходится, и жизнь обычно любит и выбирает тех, кто пробует, не боится, отличается активной жизненной позицией и предприимчивостью. Поэтому человеку, выбравшему конформизм стилем поведения, обычно приходится нелегко в современном быстром и требовательном обществе, которое перманентно находится в поиске новых идей.
Однако все дети разные, и некоторые будут больше зависимы от чужих мнений, чем другие. Из одних вырастут инициативные и предприимчивые люди, другие станут взрослыми конформистами, и всю оставшуюся жизнь проживут, приспосабливаясь к миру.
Скорее «пожизненными» конформистами станут те дети, которые отличались повышенной тревожностью с самого детства, у которых вдоволь комплексов и страхов, не раскрытая индивидуальность, с низкой самооценкой и неуверенных в себе.
Все эти негативные черты качества характера можно искоренить и предупредить, если постоянно заниматься еще с маленьким человечком,
слушать его, хвалить, поощрять, советоваться с ним и стараться не подчинять его своим желаниям и планам.
Ребенок-конформист, отступает перед силой и авторитетом, что ведет к подавлению инициативы и желания что-то доказывать, у ребенка подавляется сила воли, и он не может жить без того, кто отдает приказы. Его суть – подчиняться.
Сама жизнь заставляет идти по пути наименьшего сопротивления, формируя из детей конформистов.
Мы готовим детей к взрослой жизни в большом и таком непонятном даже для взрослых мире. А что бы выжить в нашем обществе, надо иметь хорошие мозги, то есть надо доказать ребенку, что нужно учиться и получить образование. Что мы и делаем. Если Антон это понимает, то стремится к получению аттестата, где то зажимая себя, а Ване каждый день приходится доказывать, что без аттестата, тебе будет трудно устроиться в жизни.
Нашим детям порой не хватает интеллекта и жизненного опыта, они «чувствуют душой», это подразумевает в общении с ними открытость и доверие. Мальчики со своими проблемами, сомнениями и страхами доверяются нам. Если при родителях алкоголиках они не были приучены делать домашние задания к школе, даже не поняли смысла обучения, то конечно трудно ожидать от них высоких результатов.
Но они обладают житейской смекалкой, о чем все время и с гордостью рассказывают - это тот же Ваня, Кирилл, Вова, они имеют узкий кругозор, с большими пробелами. Что требует долгой и кропотливой работы с ними.
Страх показаться несостоятельными будет мешать,
им сосредоточиться, и они хотят показать, что они умеют и знают больше, чем есть на самом деле. Даже Терехов Дима будет доказывать, что он умнее некоторых. И большинство наших мальчишек, «с пеной у рта» будут доказывать свою правоту и значимость.
Они, можно сказать, боролись за выживание дома, поэтому учеба для них не на первом месте.
Я все это опять же к тому, что жизнь заставляет идти по пути наименьшего сопротивления, формируя из детей конформистов. Потому что повседневный опыт доказывает, что для преуспевания не надо заучивать формулы, а развивать фантазию, характер, способности творить и познавать себя.
Чем старше становятся мальчики, тем они обучаются скрывать свои чувства, носить маску благополучия, но уровень тревожности резко возрастает. И наша задача в общении с проблемными детьми, установление безопасных спокойных отношений с ребенком. Нельзя кричать, но и нельзя питать слабость.
Наши воспитанники пытаются управлять нами «упирая на жалость», поддаться - значит оказать плохую услугу. Бывает так, что у наших воспитанников нет ни знаний, ни навыков самостоятельной жизни, ни желания чему либо учиться. И все равно нельзя кричать, подавлять, устрашать. Лучший выход – чувство юмора, оно не оскорбляет, но заставляет почувствовать необходимость выхода из состояния. Не надо сочувствовать и проявлять жалость, это загонит их переживания еще глубже или спровоцирует жалость к себе и обиду на весь мир. А состояние обиды не может быть позитивным – это всегда позиция неудачника.
Так же в работе с нашими детьми следует избегать излишней «соревновательности», даже без поощрения, дети эти всегда склонны сравнивать успехи друг друга и беспощадны к тем, кто проявляет слабость.
Нужен подход сотрудничества – ну- ка попробуй, ты же справишься, ты сможешь.
Некоторая доза принуждения, тем не менее, необходима, важны результаты, похвала. Давление должно быть четко организованным, порождать азарт преодоления, а не отчаяние и сомнение в собственных силах.
Работая с воспитанниками, я с одной стороны - работаю над гуманным воспитанием, развитием самостоятельности, а с другой – жесткий контроль, коллективная ответственность. Это конечно противоречия, но в нашей работе, как говорится, все средства хороши, благодаря которым достигается положительный результат.
Наши воспитанники, находятся в состоянии постоянной трансформации, они просыпаются сегодня, не помня, что было вчера, с новыми надеждами, но часто и со старыми страхами. Они жаждут измениться, но цепляются за старое и привычное. Они хотят доказать свою уникальность и непохожесть, но в словах, поступках и одежде проявляют подражательность другим.
А вообще конформистское поведение характеризуется зависимостью ребенка от группы, его малой инициативностью и некритичностью, приспособленчеством, социальной инактивностью, отсутствием оригинальности и креативности мышления, банальностью интересов и вкусов.
Хотя, мне очень понравились слова Омара Хаяма: «Человек, словно в зеркале мир – многолик. Он ничтожен и, все же, безмерно велик». Сознание ребенка текуче. Каждый день оставляет в нем новые отпечатки. Новые, поверх старых. И не понять, что окажется не важным, что всплывет через десять лет, а что перевернет представление о мире уже сегодня. И тут нет мелочей. Вопрос «больной» - какого будущего мы желаем для своих детей?
Каждая система воспитания, если она исходит из интересов ребенка,
должна быть основана на реальной оценке общества, в котором ребенку придется жить.
Для многих людей, независимо от их возраста, возможность обидеться, найти виноватых, в своих неудачах – это излюбленный способ оправдать свой страх перед жизненными проблемами.
Ребенок осваивает нормы отношения между людьми. Конформисты в значительной мере утратившие свою личность, приспособленцы, живущие сегодняшним днем, плывущие по течению. Они помогают принять решение, но никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами.
Это про наших воспитанников. Конформист, непослушен, легко увлекается идеями других детей, выполняет все просьбы. Беру в пример своих мальчишек и все те же имена. Решетников, Терехов, Изотов – легко поддаются, ведутся, прислушиваются к чужому мнению, приспосабливаются, подстраиваются под других. Остальные можно сказать, тоже конформисты, но не так сильно выражены.
Конформный тип ребенка, в частности в нашей группе – демонстрирует бездумное, а часто просто подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Этот тип приспособленца, который ради своих интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но чтобы
он не совершил, всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко не одно.
Хотя, конформист – это, в некотором роде, яроснейший индивидуалист. Большинство людей хотят отличаться от прочих, а конформист ни в чем отличаться от большинства не хочет.
И сейчас очень актуальна задача – воспитание у подрастающего поколения готовности к успеху и безопасности.
Потому что конформистское сознание носит автоматизированный характер, в нем отсутствует чувство ответственности, разграничение между добром и злом, человек становится автоматом, готовым выполнять любые распоряжения сверху. И мы должны приложить все усилия, чтобы было меньше «конформистов» или по другому, «немое большинство», пока у детей еще не все потеряно, не так засорено мышление, пока из них можно вылепить что то другое.
Чем страшны конформисты, в том, что они пассивно участвуют или могут участвовать в травле других, в избиении или издевательстве и прочем. Ведь не зря считают трудными детьми, детей с девиантным поведением и конформистов.
Следует отметить, что характер определяется и формируется в течении всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь ребенка, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков.
С возрастом расширяется круг значимых для ребенка людей, в него постепенно включаются новые взрослые и новые сверстники. Соответственно, расширяется и социальная база поощрений и наказаний, под влиянием которых формируется и развивается характер ребенка. Поскольку люди, которые поощряют или наказывают ребенка, имеют большие индивидуальные психологические различия и, соответственно, могут поощрять или наказывать ребенка за разные действия и поступки,
в системе складывающихся черт характера в это время могут проявляться определенные противоречия.
Другими словами, далеко не все взрослые оказывают на характер ребенка одинаковое влияние : у некоторых оно более сильное, а у других практически отсутствует. Кроме того, на развивающийся характер ребенка начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, интернет.