Раиля Валиева
Ребенок капризничает…
▼ Скачать +Заказ
Капризы у детей нередкое явление. На детские капризы жалуются многие родители. «Ребенок капризничает»,-говорим мы, когда малыш начинает ныть, плакать, не слушает разумных советов взрослых, отказывается выполнять их просьбы. Бывает, ребенок требует чего-то совершенно невыполнимого и не добившись своего, закатывает настоящую истерику: бросается на пол, колотит руками и ногами, ревет во весь голос.
Публикация «Ребенок капризничает…» размещена в разделах
Для того чтобы уметь гасить капризы у ребенка, надо хорошенько разобраться в мотиве каприза. Вот например: ребенок играет в писке. Солнышко пригревает. А он одет слишком тепло, ему жарко. Вдруг, неудачно повернувшись, он падает. И хотя упал-то в песок, не ушибся, но тут же раздается громкий плач. Его утешают а он плачет еще сильнее. Каприз? Скорее сигнал. Это реакция ребенка на неудобство, на скованность одежды и перегрев. Но поскольку он еще и сам не может понять, чем не удовлетворен, то плачет и сердится. Хорошо, если взрослый поймет и поможет малышу.
Часто ребенок капризничает во время и после болезни. Еще причиной каприза может быть и перегрузка новыми впечатлениями, приводящая к перевозбужденности нервной системы. Поэтому в детском саду воспитатели не дают детям сразу много новых игрушек, не читают несколько сказок. Игры чередуются с рисованием, слушанием книги. Ребенок, постоянно меняя характер занятий, не устает.
Чтобы ребенок перестал капризничать, для большинства родителей легче всего уступить его желанию. Но это прекращает только конкретный, сиюминутный каприз, а капризность как форму поведения, наоборот, закрепляет. Чтобы преодолеть эту неприятную черту характера ребенка, от взрослых требуется огромная настойчивость и терпение. Взрослым нужно изменить свое обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хоть и с запозданием, усвоит, что нельзя-это нельзя, а надо- это надо и что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.
Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело-сформировать у ребенка адекватные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свое желание; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которая у таких детей обычно совершенно не развита. Самое сложное- сделать все это так, чтобы ребенок воспринимал принятые меры не как наказание, а, наоборот, как радость. В этом нет нечего невозможного. Основным источником радости для ребенка является совместная со взрослым деятельность,разнообразное общение, не по привычной схеме «хочу-не хочу».
Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждение того, чего ребенок не хочет,а чего хочет. Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми и сверстниками, включить их в общее дело, увлечь им. Если капризному ребенку что-то интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает капризничать.