Анна Сокуренко
Ребенок и сенсорная интеграция
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребенок гиперактивен или агрессивен, не может длительно заниматься одним делом, неуклюж, избегает контактов со сверстниками и взрослыми? Возможно, это говорит о нарушениях сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция – процесс, посредством которого мозг получает, организует и интерпретирует информацию, что обеспечивает адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится.
Публикация «Ребенок и сенсорная интеграция» размещена в разделах
Информация поступает от сенсорных рецепторов – зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, тактильных.
Такие ощущения, как движение, осознание тела, осязание, зрение, звук и сила тяжести составляют общий сенсорный опыт.
Информация, полученная из окружающей среды, отправляется в соответствующие области мозга, где она интерпретируется и организуется. Правильная сенсорная интеграция помогает нам поддерживать внимание, строить позитивные отношения с другими людьми и формирует наше восприятие мира.
У детей сенсорная интеграция обеспечивает важную основу для более сложного обучения и поведения. Все это способствует позитивной самооценке, а также развитию способности к обучению и концентрации внимания.
У большинства детей сенсорная интеграция развивается в ходе обычной детской деятельности. Однако современные дети меньше гуляют и играют в подвижные игры, а проводят большое количество времени перед электронными устройствами. У детей, имеющих ограниченные возможности для человеческого взаимодействия, движения, игры и исследования, могут наблюдаться трудности сенсорной интеграции.
Эти проблемы могут возникать у детей, которые были госпитализированы в раннем возрасте или в течение длительного периода времени, или у тех, кто пострадал от какой-либо травмы либо нарушения в процессе развития.
Дети, которые испытывают трудности сенсорной интеграции, не преднамеренно плохо себя ведут. Они просто пытаются получить информацию, которая необходима их организму, или избегают дополнительной стимуляции, чтобы нормально функционировать.
Дети с проблемами сенсорной обработки часто чувствуют себя некомфортно, чрезмерно шумны и активны либо, наоборот, избегают контакта. Вот почему они нередко получают диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по достижении школьного возраста.
Важно помнить, что сенсорные потребности этих детей - это естественная необходимость. Следует искать адаптивные способы удовлетворения сенсорных потребностей ребенка.
Например, если ребенку не хватает сильных ощущений, он будет все разбрасывать, таким образом удовлетворяя свою потребность. В этом случае можно предложить малышу пересыпать предметы из одной емкости в другую.
Некоторые признаки того, что ребенок может испытывать трудности с сенсорной интеграцией, включают:
- неуклюжие движения: ребенок с трудом ловит мячик (или не может поймать, часто падает, не умеет стоять на одной ножке и др. ;
- повышенная чувствительность к звукам, запахам, прикосновениям или движениям;
- рассеянное внимание;
- ребенок легко возбуждается и с трудом успокаивается;
- испытывает трудности во время изменения режима дня;
- придирчив к еде - особенно чувствителен к текстуре или ощущению пищи;
- избегает бегать босиком по траве или играть с песком;
- повышенная потребность во вращательных или раскачивающих движениях (например, катание на качелях);
- страх или непереносимость звуков, например, ребенок руками закрывает уши, чтобы защитить себя от неприятных звуков;
- проблемы с чисткой зубов, мытьем волос и/или купанием;
- повышенная чувствительность к текстуре одежды, швам и ярлыкам;
- чрезмерно боится или избегает незнакомых ситуаций или людей;
с трудом засыпает.
Безусловно, многие из этих трудностей попадают в диапазон нормального поведения, но когда они проявляются в комплексе, это может указывать на проблемы.
Развитие сенсорной интеграции ребенка, которая формируется в процессе эмоционального общения малыша со взрослыми, во время игровой и двигательной деятельности, в ходе развития речи, – необходимое условие для гармоничного развития личности.