Ксения Бабкина
Реализация задач образовательной области «Здоровье». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Публикация «Реализация задач образовательной области „Здоровье“, Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Значение формирования культурно-гигиенических навыков в развитии ребенка дошкольного возраста:
• развитие нравственных чувств
• развитие внимания и воли
• речевое развитие
• условия для здоровья
• стремление к самостоятельности
• контроль за внешним видом
• познание окружающего мира
• предпосылки формирования основ эстетического вкуса
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.
Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.
Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.
В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.
Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков:
младшая группа
Формировать умение овладевать культурно-гигиеническими навыками.
Побуждать детей к самостоятельности.
Развивать предпосылки трудовой деятельности.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам.
Приучать детей следить за своим внешним видом.
Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т. д.
средняя группа
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Закреплять умение пользовать расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды.
старшая-подготовительная группа
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, прически.
Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться в сторону, прикрывать рот и нос носовым платком.
Формировать навык быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, салфеткой, сохраняя правильную осанку за столом.
Формы работы по формированию культурно-гигиенических навыков.
младшая группа
Навыки умывания
Социализация: «Сделай лодочку»
Цель: приучать детей к выполнению элементарных кгн при мытье рук. Формировать умение последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
«Вымой руки»
Познание: «Мыльные перчатки»
Цель: поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов (мыло, разнообразным действиям с ним.
Здоровье: «Водичка-водичка» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Интеграция с образовательной обл. «Худ. литература»:
Цель: воспитывать интерес к малым формам фольклора (потешек).
Интеграция с образовательной обл. «Коммуникация»:
Цель: поощрять желание проговаривать текст потешки.
Навыки опрятной еды
Здоровье: «Убери со стола»
Цель: поддерживать положительное настроение ребенка при выполнении элементарных гигиенических процессов :убирать посуду со стола.
Познание: «Чаепитие у кукол»
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, развивать интерес к разнообразным действиям с ней.
Дидактическая игра: «Обед у кукол»
Чтение х/л «Маша обедает»
Досуг «День рождения Мишки».
Навыки опрятной одежды
Познание «Оденем куклу на прогулку»
Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Интеграция с образовательной обл. «Социализация»:
Цель: Воспитывать у детей интерес к отражению знаний в игровой деятельности.
Дидактические игры:
«Кто во что одет»
«Найди пару»
«Разложи по порядку»
средняя группа
Познание: «Чистоплотные дети»
Цель: Расширять знания детей о предметах личной гигиены, и их назначении и действиями с ними.
Здоровье : д/игра «Чистый из чистых»
Цель: формировать у детей стремление к самостоятельности при осуществлении процессов личной гигиены.
«Уши мыть или не мыть»
Безопасность: д/игра «Кукла заболела»
Цель: закреплять умение и навыки безопасного поведения во время болезни.
Чтение х/л «Я одеться сам могу» В. Зайцев, «Купаю куклу» Л. Герасимов, «Кто умеет?» А. Кузнецова
старшая-подготовительная группа
Познание: «Правила чистюли»
Цель: Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Развивать самостоятельность в выполнении кгн.
Здоровье : д/игра «Уроки Мойдодыра»
Цель: Способствовать проявлению здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников. Формировать умение составлять алгоритм выполнения гигиенических процедур для младших дошкольников.
Безопасность: д/игра «В гостях у Айболита»
Цель: закреплять умение и навыки
безопасного поведения во время болезни.
«Если ты заболел…»
Чтение х/л «Почему надо чистить зубы?»
Я. Яхнин, «Научу одеваться и братца»
Е. Благинина, «Сам» В. Степанов
Использование малых фольклорных форм:
Задачи 1. В формировании положительного отношения к культурно-гигиеническим навыкам.
2. Повышение осознанности действий и усиление детской самостоятельности
Пример:
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке ладошки,
Пальчики Антошке
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую.
Мягкую, душистую.
Если носик твой сопит,
Значит он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай!
До чего же хороши
И нарядны малыши!
Как смотреть на вас приятно,
Все одеты аккуратно!
Результат овладения культурно-гигиеническими навыками
младшая группа
Ребенок
самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
проявляет навыки опрятности
пользуется индивидуальными предметами личной гигиены
умеет самостоятельно есть
самостоятельно моет руки, умывается
средняя группа
Ребенок
стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, уход за вещами и игрушками)
активен в самообслуживании
стремится помогать взрослому в организации процесса питания и режимных процессов
старшая-подготовительная группа
Ребенок
Умеет обслужить себя
Владеет и пользуется полезными привычками
Владеет и пользуется элементарными навыками личной гигиены
Владеет культурой приема пищи и выполняет правила культуры еды
самостоятельно моет руки, умывается
Формы работы с родителями:
• Индивидуальные беседы.
• Консультации.
• Стендовая информация.
• Анкеты – опросники, буклеты.
• Родительские собрания.
• Пропаганда семейного воспитания
• Выставка литературы (художественной, методической).
А также:
Информация для родителей.
Уважаемые родители!
Сегодня мы с детьми будем расширять знания детей о предметах личной гигиены, их назначении и действиями с ними.
Утром
Мы будем играть в игру «Чистый из чистых», в которой будем формировать у детей стремление к самостоятельности при осуществлении процессов личной гигиены.
Вечером
Мы будем играть в игру «Кукла заболела», в которой будем закреплять умение и навыки безопасного поведения во время болезни.
Дома
Почитайте детям рассказ «Я одеться сам могу» В. Зайцев. И задайте вопросы по содержанию:
- О ком говорится в этом рассказе?
- Сколько лет ребенку?
- Что он умеет делать самостоятельно?
Список литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство" - СПБ. 2011
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение,1991.
3. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М. : 2005
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение,1991.