Татьяна Атаманова
Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Публикация «Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет» размещена в разделах
Одним из приоритетных направлений нашего ДОУ является художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста, именно поэтому я решила углубленно работать над данной темой.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупп и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Изобразительная деятельность в младшем возрасте имеет художественно-образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, так как процесс рисования, лепки не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком как бы оживают мазки, линии, формы.
Любая деятельность в этом возрасте имеет форму игры, и изобразительная деятельность в том числе. Игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования и лепке. Образ для них становится живым. Поэтому обучение провожу в рамках игровой мотивации. А именно: Кисточка-мама и обиженные кисточки – дочки, которых в другом детском саду крепко и больно держали, сильно опускали в невкусную краску, небрежно споласкивали, просят о помощи. Заверяем их, что среди детей нашей группы им нечего бояться. Мы обращаемся с ними бережно, в конце СД кисточки стали очень веселыми и нарисовали нам красивые рисунки.
Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендует проводить в течение недели одну СД рисованием и одну лепкой (аппликацией). Заметила, что чередование последних двух плохо сказывается на результатах обучения. Недельный перерыв велик для малыша, и он забывает, что узнал, чему научился во время предыдущей СД. Бывает, что я иногда нарушаю чередование: в одну неделю провожу две СД рисованием, а в другую — две СД лепкой. Это дает возможность закрепить полученные умения.
Рисуют дети карандашами и красками. Эти материалы чередую во время СД, но чтобы закрепить навыки работы с ними, провожу несколько СД рисования карандашом, затем несколько - красками. Например, цветными карандашами рисуем «Травку вокруг дорожек» - учимся изображать траву доступными каждому ребенку средствами выразительности (короткими, длинными, зигзагообразными линиями, точками, спиральками, штриховкой); держать карандаш правильно в правой руке; выделяем зеленый цвет среди других цветов; на втором занятии - цветными карандашами рисуем «Травку, которая поможет жучкам спрятаться» - продолжаю вызывать интерес к рисованию травы доступными каждому ребенку средствами выразительности; добиваясь расположения травы на всей плоскости листа.
Во время первой СД по рисованию давала всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кисточки и пользования краской. Впоследствии цвет краски меняла, но снова давала всем детям краску одного цвета. Лишь в конце года, когда малыши овладели действиями с кистью и краской, ставила на разные столы краски разных цветов (двух-четырех цветов). Цвет принадлежит к числу тех зрительных характеристик предметов, которые различаются детьми раньше остальных. Поэтому работу с детьми организую так, чтобы они получили возможность убедиться в многообразии и многоцветии реального мира.
Побуждая детей к рисованию, сталкивалась с тем, что ребенок говорит: «Я не умею рисовать (травку, цветок)». Я не торопилась с показом способов изображения травы, а предлагала наблюдение за объектом изображения - рассматривание предметов и явлений окружающего мира. А именно: подводила его к окну комнаты и показывала траву, которая растет на участке.
Использовала дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах, которые побуждают рассуждать, мыслить, находить правильный ответ, а именно: «Лото для малышей», «Пригласим матрешек в гости», «Чей бантик?», «Найди свой цвет», «Одень Машу на прогулку».
Метод пассивных движений – применяла для того, чтобы дети легче овладели соответствующими движениями при рисовании; в воздухе проделывали кругообразные, вертикальные или горизонтальные движения.
Но если все предложенные выше методы не помогали, то на отдельном листке бумаги показывала несколько способов изображения: многочисленные точки или штрихи – это снег или дождь; вращательные движения - круги, мячики, шарики, дым; горизонтальные - дорожки, линеечки; вертикальные - столбики, заборчик, травка. Показ часто сопровождаю чтением потешек, песенок для создания радостной атмосферы, хорошего настроения.
Когда дети овладели некоторыми умениями и навыками, стали рисовать коллективно. Коллективные работы выполняли небольшими подгруппами по 8-10 детей. Эта работа доставляет детям радость от рисования “рядом” и всегда очень красиво смотрится.
Рисовать и лепить даже взрослому человеку довольно трудно. Тем более это чрезвычайно сложно делать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо. Поэтому, какой бы продукт (рисунок, лепку) ни создал малыш, всегда помню, что это стоило ему огромных усилий. Я с уважением отношусь к результатам их нелегкого труда. В группе есть стенд для рассматривания готовых рисунков.
Рассматривая их с детьми, прежде всего, обращаю внимание детей на работы в целом : хвалю, интересуюсь, что он изобразил, уточняю цвет. Исходя из содержания рисунка, лепки (которое назвал ребенок, соответствующими вопросами побуждаю малышей к совершенствованию их работ. Это развивает у детей образное восприятие, способствует обогащению словаря.
Работы, выполненные в течение месяца, выставляются на выставке-стенде (файловая папка) для просмотра родителями, далее использую их для наблюдения за процессом развития умения и навыков детей, для диагностики и для оценки своей работы.
Немаловажным условием является также создание благоприятной предметно –развивающей среды в группе, которая соответствует задачам художественно-эстетического направления развития детей младшего дошкольного возраста, их возрастным особенностям, а также обеспечивает интеграцию и взаимосвязь различных образовательных областей.
Для наиболее успешной реализации художественно-эстетического направления развития в группе предусмотрены уголок художественного творчества и уголок музыкально-театрализованной деятельности, которые интегрируют между собой и дополняют друг друга. Наполнение данных уголков постоянно меняется, в соответствии с образовательной программой ДОУ и календарно-тематическим планированием.