Наталья Агеева
Реализация авторской программы «Казачьему роду нет переводу». Планирование и организация работы в казачьих группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация: «Из опыта работы по реализации авторской программы ДОУ «Казачьему роду нет перевода» и организация воспитательно-образовательного процесса в группах казачьей направленности»
1 слайд. Уважаемые коллеги!
Я хочу познакомить вас с опытом своей работы по планированию и организации деятельности в казачьей группе детского сада. Интерес к истории и традиционной культуре кубанских казаков очень возрос не только в нашей стране, но и за рубежом. В нашем Калининском районе во многих детских садах организованы группы казачьей направленности. Есть такие группы и в нашем ДОУ. Казачатами стали ребята среднего и старшего возраста.
Публикация «Реализация авторской программы „Казачьему роду нет переводу“, Планирование и организация работы в казачьих группах ДОУ» размещена в разделах
Вот уже второй год наша группа является казачьей. В средней группе ребята не отличались хорошим поведением, были несобранными, особого желания к какой бы то ни было, образовательной деятельности не проявляли или занимались с неохотой. Вступив в казачата, ребята стали заметно серьезнее, ответственнее. Поведение у ребят стало лучше. Они с гордостью называют себя казачатами, стараются во всем походить на казаков наставников, которые приходят в группу. Нам часто задают вопрос о том, ходят ли наши ребята в казачьей форме, отличаются ли они от своих сверстников какими либо атрибутами казачества. Отвечу заранее. Нет. Главное в нашей работе пропагандировать и внедрять в повседневную жизнь идеи казачества, доносить до ребят и их родителей опыт, накопленный нашими предками, их отношение к родителям, старикам, к женщине- матери, к православным праздникам, к своей малой родине и Отечеству. Многие мероприятия мы проводим вместе с казаками. Не секрет, что роль отца в современных семьях сводиться к добыванию средств к существованию. Духовной наставницей зачастую выступает мать, которая не всегда авторитет для мальчишек, особенно в неполных семьях. Поэтому помощь казаков – наставников здесь очень важна и ценна.
2 – 3 – 4 слайд.
Свою работу в этом направлении мы начали с проведения родительского собрания посвященного этой теме и опроса родителей об их желании быть или не быть группе казачьей. Мамы и папы наших воспитанников с пониманием отнеслись к предложению стать казачьей группой. Они охотно дали свое согласие на вступление ребят в казачата. У нас в группе 10 девочек и 15 мальчиков. Ребята все очень шустрые, активные, любознательные. Они с энтузиазмом восприняли идею вступления в казачата. Дети охоте стали знакомиться с прошлым своей станицы, своими корнями, духовной жизнью страны и станицы.
Может, я буду, банальна, но мне хочется вспомнить слова великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского, о том, что ребенок это – «зеркало» нравственной жизни родителей. Поэтому как бы мы не старались сеять доброе, светлое, вечное в наших воспитанниках – ростки не дадут всходов и не окрепнут молодые побеги, если родители не будут с нами едины в воспитании нравственных качеств маленького гражданина своей родины. Родители наших воспитанников поняли и приняли нашу позицию и стараются помогать нам во всех мероприятиях, будь то, организация экскурсии к памятным местам, или приглашение на беседу уважаемого и интересного человека. Они участвуют в различных посиделках, традиционных праздниках с пышными кубанскими пирогами, где за общим столом можно поделиться успехами своего ребенка, услышать совет педагога по той или иной проблеме. Многие мамы и папы стали с интересом узнавать об истории своей семьи, родной станицы, готовить совместные семейные проекты и презентации. Принимали участие в оформлении комнаты кубанского быта.
В группах создавали уголки кубанской символики, на улице оборудовали казачьи подворья.
Нами был подобран и систематизирован разнообразный методический материал по каждой возрастной группе, а также познавательный и сценарный материал для педагогов и родителей, как участников образовательного процесса. Например, я разрабатывала конспекты мероприятий для детей среднего возраста. То есть для первой ступени данной программы.
5 слайд - 6 слайд
Большую помощь и поддержку мы получили от атамана Калининского общества казаков Леонида Николаевича Литвинова. Он подарил нашим ребятам плакаты и книги по истории казачества.
7 – слайд
Казаки – наставники частые гости в нашем детском саду. Они охотно участвуют в праздниках и спортивных развлечениях, организуемых нашими педагогами. Когда ребята посещают станичный музей казачества, сам атаман проводит для них экскурсии. Дошкольники с интересом слушали рассказы об истории возникновения своей родной станицы, трогали руками и даже примеряли на себя экспонаты музея, фотографировались с ними.
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Мы кропотливо собирали доступные для восприятия дошкольников сведения. Использовали в работе народные песни, танцы, стихи кубанских поэтов, знакомили детей с элементами казачьего костюма, особенностями местного говора, народными праздниками и обрядами. Выглядит наша программа вот так. Кого заинтересует опыт нашей работы – мы готовы предоставить. / Передаю программу для ознакомления/.
Содержание нашей программы соответствует Федеральным государственным стандартам и обеспечена методическими материалами по ее использованию. Воспитательно-образовательный процесс строится на основе комплексно – тематического планирования примерной общеобразовательной программы «Успех».
11 слайд.
Я хочу предложить вам перспективное планирование по средней группе. /Показываю перспективное планирование/. В течение учебного года мы прорабатываем 32 тематических праздника, подбираем материал таким образом, чтобы каждая тема рассматривалась в течение недели, как бы сквозь призму региональной составляющей, то тесть проводим тему казачества по всем видам детской деятельности во всех режимных моментах. Располагаем перспективный план в форме таблицы. Слева – примерные темы на каждую неделю. Сверху таблицы – названия детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная деятельность и музыкально – художественное творчество. Такое планирование позволяет охватить все виды деятельности, предусмотренные программой «Детство».
12 слайд Например:
13 слайд
А также мной тщательным образом был подобран методический материал для реализации этого плана в виде конспектов различных видов детской деятельности. Принцип отбора материала – краеведение на примере нашей станицы Калининской. Ребята узнают об ее историческом развитии, о поэтах, писателях, тружениках сельского хозяйства.
14 слайд И вы бы видели, с какой радостью, с каким задором исполняют наши дети, кубанские песни и пляски! Ничего подобного не происходит при исполнении детского репертуара, да простят мне эти слова, наши корифеи музыкального воспитания. Их глаза лучатся гордостью, озорством, они с точностью передают эмоциональные переживания, заложенные в кубанской песни. А характерные плясовые движения, так легко и просто даются детворе как будто их учили этому с пеленок. И все это лишний раз доказывает, что кубанское искусство близко детям и доступно, ведь наши маленькие воспитанники с удовольствием познают, то, что вызывает у них особый интерес.
15 слайд
Увлеченно проводятся беседы о подвигах людей, имена которых носят улицы станицы, школы: Фадеева, Самохина, Покрышкина. Такими беседами мы стараемся вызывать у малышей чувство гордости за своих земляков – героев. При этом обязательно обращаем внимание детей на то, что у памятников и обелисков всегда лежат живые цветы, как дань нынешних поколений подвигу героев.
Любовь к родному краю многогранна. Неотъемлемой ее частью является - природа Краснодарского края. Поэтому мы учим видеть ее красоту, воспитываем интерес и восторженность к ней.
16 слайд
Трансляция опыта работы по реализации нашей программы проводилась в рамках краевого семинара в г. Славянске на Кубани в 2014 г. Имеющаяся рецензия ККИДППО кафедры развития ребенка младшего возраста дает право на использование программы в других дошкольных учреждениях Краснодарского края.
Заключение:
18 слайд Наши ребята стали казачатами всего год назад. Но мы уже видим результат проводимой с ними работы, как педагогов, так и казаков – наставников. Ребята, обогатившись духовно, стали более серьезными, воспитанными. Они гордятся своей малой Родиной, своими земляками, хотят быть похожими на настоящих казаков, чтят их традиции и видят в казаках – наставниках свой нравственный ориентир.
Благодаря использованию программы «Казачьему роду нет перевода», мы добились конкретных результатов:
• рост познавательной активности детей повысился на 24%. Улучшились взаимоотношения между детьми группы, они стали добрее, терпимее друг к другу. Приоритетными стали такие чувства, как взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность за порученное дело.
• высокий уровень социализации детей группы : дети являлись активными участниками краевого конкурса педагогов ДОО «Работаем по новым образовательным стандартам», участвовали в международном интернет конкурсе «Космическое путешествие», проявляли активность в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
• Повышение активности родителей в делах группы. Родители охотно участвуют в выставках, проводимых в ДОУ, спортивных развлечениях, заседаниях круглого стола, вместе с ребятами ходили на экскурсию в музей казачества, в Свято- Богоявленский храм. С интересом следят за успехами своих детей, откликаются на просьбы воспитателей в ремонте веранды, групповой комнаты.
В ходе работы по реализации программы мы пришли к выводу, что проводимая воспитательная и образовательная, деятельность по данному направлению объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, духовно – нравственных качеств личности ребенка.
Главный же результат освоения Программы мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, воспитании гордости за свою малую родину, свой народ и сохранению эмоциональной стороны семейного воспитания на основе казачьих традиций.